Словарь экономических терминов - картель
Связанные словари
Картель
картель
— метод монополизации рынка, состоящий в заключении соглашения между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж и цен каждого из членов картеля.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
– фирма монополистического союза предпринимателей или их объединений, как правило одной отрасли, заключающих соглашение о ценах, объемах производства, рынках сбыта. В отличие от других форм монополистических союзов (концернов, трестов) предприятия и компании, входящие в К., сохраняют свою хозяйственную самостоятельность. К. возникли в конце XIX в. в результате концентрации производства и централизации капитала. В ряде стран К. запрещены антимонопольным законодательством, но продолжают существовать в скрытом виде. В России антимонопольное законодательство не разрешает злоупотребление доминирующим положением на рынке посредством ограничения или прекращения производства, изъятия товара из обращения, создания искусственного дефицита. Запрещены соглашения о разделе рынков и устранении с них других предпринимателей. Ограничение конкуренции внутри К. позволяет крупным участникам диктовать свои условия мелким фирмам и в то же время защищает последние от конкуренции со стороны аутсайдеров. На первых ступенях монополизации К. служили преддверием образования трестов и концернов. В дальнейшем...Экономика от А до Я
2.
— форма монополии, при которой ее участники, сохраняя производственную самостоятельность, договариваются между собой о ценах, разделе рынка, обмене патентами с целью получения монопольной прибыли. ...Микроэкономика
3.
монополистическое объединение предпринимателей, участники которого договариваются о размерах производства, о рынках сбыта, условиях продажи, ценах, сроках платежа и т.п., сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность. ...Хрестоматия по экономической теории
4.
– разновидность монополистического объединения крупных товаропроизводителей одноименной продукции в целях ослабления конкурентной борьбы и увеличения объема реализации на основе договора о перераспределении сферы влияния на рынках сбыта, т.е. на основе установления для каждого участника соглашения определенной доли сбыта по договорной цене. При объединении сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность, ограничения касаются только тех вопросов, которые зафиксированы в соглашении. ...Краткий словарь экономиста
5.
(англ.cartel от ст.-ит. сarta – документ) – соглашение (обычно в условиях олигополии) между конкурирующими предприятиями о совместной политике в области цен и объемов производства и продаж для ограничения конкуренции. Как правило, направлено на повышение цен, для чего обычно уменьшаются объемы, т.е. предложение товаров и услуг. В нек-рых случаях участники К. в целях совместного завоевания рынков идут на согласов. снижение цен, подавляя этим внешних конкурентов. Картельное ценообразование сильно зависит от эластичности спроса: чем она ниже, тем больше шансов на успех политики К. Картельные соглашения преследуют также цель раздела рынка сбыта однородного товара между олигополистами (в обусловленной соглашением пропорции, по тер. принципу и т.д.). Нек-рые К. создают спец. финансовые фонды, в случаях нарушения картельных соглашений штрафуют участников, не выполняющих свои обязательства, отбирают у них выданные лицензии и квоты. Виды К.: джентльменское соглашение, согласов. принципы поведения, ценовой К., квотативный К., синдикат К. по предложениям и схемам расчета и др. К., легально действовавшие с конца XIX в. вплоть до 2-й...Финансово-кредитный энциклопедический словарь
6.
— соглашение между самостоятельными предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, условиях сбыта, доле каждого в общем объеме производства, обмене патентами. К. предполагал производственную и коммерческую самостоятельность предприятий, но внутренняя конкуренция ограничивалась, хотя внешняя (по отношению к предприятиям, не входящим в картель) оставалась. Появляется новая форма конкуренции — неценовая. Можно сказать, что К. явились прообразами современных олигополии. Наибольшее распространение К. получили в экономике Германии. ...Словарь по обществознанию
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2361 | |
2 | 1382 | |
3 | 1244 | |
4 | 1041 | |
5 | 1005 | |
6 | 948 | |
7 | 896 | |
8 | 778 | |
9 | 726 | |
10 | 706 | |
11 | 706 | |
12 | 643 | |
13 | 603 | |
14 | 510 | |
15 | 504 | |
16 | 495 | |
17 | 483 | |
18 | 420 | |
19 | 382 | |
20 | 372 |