Словарь по педагогической антропологии - структурализм
Связанные словари
Структурализм
структурализм
"направление в зарубежной (прежде всего франц.) антропологии, к которому принято также относить тартуско-московскую школу, разрабатывавшее проблемы структурного анализа в различных областях наук о человеке". Структурализм использует структурные методы, почерпнутые из структурной лингвистики и литературоведения: "построение структурных грамматических и синтаксических моделей для естественных языков и структурный анализ лексического и синтаксического материала поэзии, сказки, малой прозы как средство выявления инвариантных структур языковой деятельности. [Инвариантный неизменный в сущности, несмотря на формальные преобразования]. Структурализм расширил поле применения структурного анализа, распространив его на социокультурные проблемы".Структурализм базируется на следующих положениях: "представлении о культуре как совокупности знаковых систем и культурных текстов и о культурном творчестве как символотворчестве; представлении о наличии универсальных инвариантных психических структур, скрытых от сознания, но определяющих механизм реакции человека на весь комплекс воздействий внешней среды, как природной, так и культурной; представлении о культурной динамике как следствии постоянной верификации человеком представлении об окружающем мире и изменении в результате этой верификации принципов комбинаторики внутри подсознательных структур его психики, но не самих структур [верификация проверка теории опытным путём; комбинаторика (здесь) соединение, перестановка, сочетание элементов]; представлении о возможности выявления и научного познания этих структур путём сравнительного анализа знаковых систем и культурных текстов".[12] Рассматривая структурный метод К.Леви-Строса, отечественный исследователь А.Б.Островский характеризует школу этнологического структурализма следующим образом: "Структуральная антропология как методическое направление в изучении социокультурных явлений так называемых "примитивных", то есть традиционных, обществ опирается на следующие принципы, в совокупности составляющие метод: 1) явление культуры рассматривается в синхронном срезе общества, в единстве своих внутренних и внешних связей 2) явление культуры анализируется как многоуровневое целостное образование, а связи между уровнями истолковываются в семиотическом ключе; 3) исследование явления производится непременно с учетом его инвариативности в рамках конкретной культуры или более широкой области, где происходила его трансформация. Конечный результат исследования моделирование "структуры", то есть предполагаемого алгоритма, который определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления ( инвариантные связи элементов и отношений между ними), так и виртуальным переходам от одного варианта к другому".[13] [Синхронный одновременный, рассматриваемый в "мгновенном временном срезе"; антоним диахронный рассматриваемый во временной протяженности. Семиотика наука о знаках. Виртуальный возможный, появляющийся при определенных условиях. Алгоритм однозначная пошаговая инструкция по решению конкретной задачи из какого-либо класса задач данного определенного типа]. А.Б.Островский указывает на некоторую неточность в переводе термина "структурная антропология" с французского языка. С его точки зрения учение Леви-Строса следовало бы называть "структуральная антропология": "Определение "структурные" относится к структурной организации конкретного явления или же конкретного его варианта, а определение "структуральные" суть присущие культуре способы, модели перехода от одного к другому варианту того же явления".[14] Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1626 | |
2 | 1558 | |
3 | 1302 | |
4 | 690 | |
5 | 596 | |
6 | 582 | |
7 | 576 | |
8 | 520 | |
9 | 515 | |
10 | 469 | |
11 | 469 | |
12 | 442 | |
13 | 432 | |
14 | 428 | |
15 | 421 | |
16 | 413 | |
17 | 413 | |
18 | 402 | |
19 | 397 | |
20 | 384 |