Словарь по педагогической антропологии - сознание
Связанные словари
Сознание
сознание
1) в философии: "совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества".[18] Отечественный психолог П.В.Симонов, подчеркивая социальную природу сознания, рассматривает сознание как совместное знание. Он пишет: "Сознание есть знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, стать достоянием других членов общества, в том числе других поколений, в виде памятников культуры".[19] "Осознать значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свои знания другому. Согласно современным данным, для осознания внешнего стимула необходима связь гностических зон новой коры большого мозга с моторной речевой областью в левом (у правшей) полушарии".[20] [Когнитивный (от лат. когнитио знание, познание) и гностический (от греч. гносис знание) синонимы, означают "связанный с познанием"]. 2) В психофизиологии, по мнению нейрофизиолога Х.Дельгадо, сознание можно определить как "организованную группа процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие, вызванные внутренними и внешними причинами явления. Сознание [как и бессознательное] определяют через функции, которые оно выполняет. Сознание, как группа нервных процессов, воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации.[21] Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
Словарь социального педагога
2.
— высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественному существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. С. характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: С. всегда С. чего-либо), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого С.), мотивационно-ценностным характером, различной степенью (уровнями) ясности. Структуры С. индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению ребёнком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Структура совместной деятельности порождает структуру С., определяя, соответственно, следующие его осн. свойства: социальный характер (включая опосредованность знаковыми, в т.ч. вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм, предметность. ...Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря
3.
высш. уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практич. действия человека, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей и др. духовных феноменов, образующих содержание С., к-рое запечатлевается в продуктах культуры. Многоплановость С. делает его предметом изучения мн. наук. Для философии главным является вопрос об отношении С. к бытию. При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп. В психологии С. трактуется как особый, высш. уровень организации психич. жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психич. образов, к-рые служат регуляторами целенаправленной деятельности. Важнейшая функция С. мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, её способность...Российская педагогическая энциклопедия
4.
(ст.слав. – совесть) – высший уровень психического отражения действительности, существующего в виде лично человеком обобщенных образов, представлений, сформированных понятий. Сознание – это еще и способность человека к осмысленному саморегулированию. Оно интегрирует в себе все другие формы психического отражения действительности. Сознание человека всегда активно, направлено на какой-либо объект познания, способно к рефлексии, т.е. самонаблюдению, мотивировано и ясно. Сознание человека способствует формированию менталитета; оно не обладает никакой силой по отношению к духу, а лишь обеспечивает его существование. «Оно может светить духу, но не может приказывать ему». Сознание по природе и содержанию своему носит общественно-исторический характер. В силу этого оно не однородно. Различают, например, религиозное сознание, педагогическое сознание, гражданское сознание и др. ...Основы духовной культуры
5.
свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. ...Словарь по педагогической психологии
6.
человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Однр из основных понятий социологии, психологии и философии, которая рассматривает сознание как осознанное бытие, как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним. В более узком смысле сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Сформировалось на основе и в процессе общественной практики; выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. ...Профессиональное образование
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1626 | |
2 | 1558 | |
3 | 1302 | |
4 | 690 | |
5 | 596 | |
6 | 582 | |
7 | 576 | |
8 | 520 | |
9 | 515 | |
10 | 469 | |
11 | 469 | |
12 | 442 | |
13 | 432 | |
14 | 428 | |
15 | 421 | |
16 | 413 | |
17 | 413 | |
18 | 402 | |
19 | 397 | |
20 | 384 |