Словарь конфликтолога - перцепция социальная
Связанные словари
Перцепция социальная
перцепция социальная
(от лат. perceptio – восприятие, socialis – общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (др. людей, самих себя, социальных групп) в процессе общения и совместной деятельности. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер в 1946 г. для обозначения феномена социальной обусловленности восприятия. По мнению ряда специалистов, является центральным звеном системы общения. Выполняет две основные функции: а) диагностическую и б) регулятивную. Деформация в сфере П. с. ведет к конфликтному функционированию всей системы общения. Напр., диссонанс внутри установок и между установками становится конфликтогенным фактором, основой возникновения внутриличностных и межличностных конфликтов. Деформация социальных установок препятствует социально-адаптивному поведению. Коррекционно-диагностический подход к личностным установкам как ролевым стабилизаторам является средством профилактики конфликтов в общении (Л. К. Качалов, 1997). Он позволяет выделить актуальные личностные конструкты, установки и на этой основе прогнозировать конфликтное взаимодействие. Коррекционное воздействие на социальные установки через систему П. с. позволяет управлять конфликтами в общении.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
[лат. perceptio— восприятие и socialis — общественный] — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин П. с. ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т.д. Позже под П. с. стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и так наз. социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т.д.), социальных ситуаций и т.п. Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону....Психологический лексикон
2.
— восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д.). ...Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников
3.
восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и пр. ...Словарь по конфликтологии
4.
[от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный] — восприятие, оценка и понимание социальными субъектами (отдельными личностями, группами разного типа) социальных объектов (самих себя, других личностей, групп разного типа, социальных явлений и т. д.). В середине XX века Дж. Брунер ввел в психологический лексикон данный термин практически с единственной целью — подчеркнуть принципиальную специфику процесса восприятия именно социальных объектов социальными субъектами, которая определяется, прежде всего, тем, что не только параметры воспринимаемого объекта оказываются в данном случае значимыми, но и характеристики самого субъекта восприятия и обстоятельства самой ситуации (значимость для субъекта проблемы, в рамках решения которой осуществляется процесс социальной перцепции и т. п.). Таким образом, в определенном смысле термин «социальная перцепция», будучи «видовым» по сравнению с «родовым» термином общей психологии «перцепция», является вполне содержательно самоценным в рамках социальной психологии. Определяется это, в первую очередь, тем, что существует, по мнению специалистов-психологов, в этой области, как...Азбука социального психолога-практика
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1962 | |
2 | 1351 | |
3 | 1157 | |
4 | 1093 | |
5 | 1038 | |
6 | 1023 | |
7 | 1017 | |
8 | 996 | |
9 | 983 | |
10 | 934 | |
11 | 930 | |
12 | 844 | |
13 | 840 | |
14 | 827 | |
15 | 771 | |
16 | 742 | |
17 | 728 | |
18 | 712 | |
19 | 708 | |
20 | 686 |