Психологический лексикон - творчество
Связанные словари
Творчество
творчество
— деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, Т. имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Т. как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов Т.: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса Т., К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта Т. С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы Т. на ЭВМ (эвристическое программирование). Вместе с тем передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к процессам Т., которые не могут быть формализованы. Зависимость от них научно-технического прогресса (открытий, изобретений и т.д.) направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции Т. Обусловленность Т. той сферой культуры, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.), требует выявить своеобразие психологии Т. в каждой из них, а также характер отношений между ними. М.Г. Ярошевский Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
– продуктивная форма интеллектуальной активности, ее высший уровень. Результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т. д. Т. как процесс складывается из осознанных и неосознанных компонентов: постановка вопроса, мобилизация необходимых знаний, личного опыта, выдвижение гипотезы, определение путей и способов решения задачи, специальные наблюдения, эксперименты, обобщение получаемых фактов, оформление в виде логических образных, математических, графических, предметных моделей (художественное произведение, конструирование прибора и т. п.). Т. предполагает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное напряжение, эмоциональный подъем, яркое воображение. Имеют место и догадки, интуитивные предположения и логический анализ и синтез. Прорыв в неизвестное, подготовленный предшествующей умственной работой, может возникнуть внезапно, например, при взгляде на что-то, являющееся аналогом искомого. В психологической литературе...Акмеологический словарь
2.
(creativity) – 1. способность приходить к новым, нетривиальным и при этом обоснованным решениям; способность создавать вещи с явственной печатью продуктивного воображения, оригинальные, неотразимые, значительные, убедительные и т.д.; 2. классический психоанализ, напротив, рассматривает отмеченную творческим воображением деятельность как примитивную, инфантильную и как функцию Ид, или как результат психологической регрессии. Наиболее простой пример этого подхода – показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как Эдипову фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность – это форма невротических мечтаний (Фрейд, 1908). В конце своей жизни З.Фрейд отверг вывод о том, что психоанализ внёс какой-либо вклад в эстетику. В других направлениях психоанализа предпринимались попытки показать, что творческая деятельность является депрессивной или шизоидной, то есть она или представляет попытку репарации деструктивных фантазий (Klein, 1948; и др.) или каким-то образом аналогична бредовому симптомообразованию. Существуют расхождения во мнениях о том, является ли творчество способностью,...Большая энциклопедия по психиатрии
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1376 | |
2 | 685 | |
3 | 625 | |
4 | 553 | |
5 | 517 | |
6 | 493 | |
7 | 471 | |
8 | 446 | |
9 | 386 | |
10 | 385 | |
11 | 365 | |
12 | 353 | |
13 | 348 | |
14 | 327 | |
15 | 322 | |
16 | 317 | |
17 | 301 | |
18 | 301 | |
19 | 297 | |
20 | 285 |