Педагогическое речеведение - дикция
Связанные словари
Дикция
дикция
(лат. diktio — произнесение речи) — 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Хорошая Д. обусловлена активной артикуляцией согласных и гласных. Особенно трудно добиться хорошей Д. в тех случаях, когда ситуация требует говорить в более быстром по сравнению с привычным для говорящего темпе. При значительном увеличении темпа артикуляционных движений Д. как бы «смазывается», восприятие речи затрудняется, что совершенно недопустимо в педагогической работе. Для выработки безупречной Д. нужна целенаправленная тренировка речевого аппарата. Среди упражнений, чаще всего используемых в этих целях, следует назвать скороговорки и чистоговорки. Помимо речевых упражнений в работе над Д. полезно использовать и вокальные приемы, например песни, которые рассчитаны на исполнение в быстром темпе. Пение песен повышает эмоциональный Тонус, активизирует дыхание, задает жесткий ритмический рисунок исполняемого текста. Работа над Д., кроме выполнения артикуляционных упражнений, предполагает развитие слуховой наблюдательности. Необходимо накапливать в своей памяти слуховые образцы эталонного произношения, безукоризненной Д. и вместе с тем подмечать и анализировать случаи небрежного выговаривания слов. При этом следует учесть, что плохая Д. может быть результатом не только вялой артикуляции, но и дефектов речевого аппарата. Лит: Никольская СТ. Техника речи. — М., 1978; Станиславский К.С. Собр. соч. — Т. 3. — М., 1955; Сценическая речь /Под ред.И.П.Козляни-новой. — М., 1976; Фимочева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989. А. А. Князьков Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
степень отчетливости в произношении слов, слогов и звуков, определяющая разборчивость речи и понимание ее другими людьми [52, c. 34; 59, c. 72]. ...Современный образовательный процесс
2.
Певец лишен возможности протянуть согласные во времени. Согласные тянул Владимир Высоцкий. Но в классическом пении согласные тянуть не принято. Гласные должны произноситься, сразу обретая свою полноту. Это утверждение не может быть правилом. Все зависит от построения музыкальной фразы и кульминационных моментов. Гласная должна обретать полноту в приеме фермато. Вялые губы и язык в пении не допустимы. Необходимо бороться с вялостью верхней губы: учить скороговорки, петь специальные упражнения для подвижности квадратных мышц лица. Но нижняя губа и язык должны находиться в обычном расслабленном состоянии, т. к. они находятся в "мертвой зоне" (по М. Гарсия). В хоре должно быть четкое произношение согласных. Построение музыкальных фраз бывает разное. Концертмейстер замечает знаменитой певице Кири Катанава: "Акцентируй!" Она тут же стала выделять ударные слоги, и интонация выправилась. Разве человек может говорить без ударений, монотонно? Почему же петь нужно иначе? Нельзя забывать, что при произношении согласных тоже...Словарь ошибок вокальной педагогики
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1805 | |
2 | 1321 | |
3 | 1285 | |
4 | 1197 | |
5 | 1075 | |
6 | 988 | |
7 | 962 | |
8 | 949 | |
9 | 922 | |
10 | 769 | |
11 | 728 | |
12 | 692 | |
13 | 688 | |
14 | 687 | |
15 | 639 | |
16 | 622 | |
17 | 598 | |
18 | 576 | |
19 | 571 | |
20 | 569 |