Педагогическое речеведение - выразительность
Связанные словари
Выразительность
выразительность
коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной». В. характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств. Это качество речи характеризует ее с точки зрения соотношения речь—сознание (см. качества речи). В. как коммуникативное качество речи — прежде всего критерий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие В. служит критерием оценки речевого мастерства, искусности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют созданию выразительного эффекта. Различные грани В. взаимосвязаны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания реципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впечатление от текста). На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к предмету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. В зависимости от этого выделяется два вида В. — информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Понятие В. распространяется на тексты всех функциональных стилей. Соотношение видов и подвидов В. по основным стилям различно. Например, В. научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства В. (вынесение существа официального сообщения в заголовок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фактов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заголовки) (А.Н. Васильева). Средствами В. могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства В. используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи. Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М, 1990. М. Р. Савова Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1805 | |
2 | 1321 | |
3 | 1285 | |
4 | 1197 | |
5 | 1075 | |
6 | 988 | |
7 | 962 | |
8 | 949 | |
9 | 922 | |
10 | 769 | |
11 | 728 | |
12 | 692 | |
13 | 688 | |
14 | 687 | |
15 | 639 | |
16 | 622 | |
17 | 598 | |
18 | 576 | |
19 | 571 | |
20 | 569 |