Педагогический энциклопедический словарь - профессионально-техническое образование
Профессионально-техническое образование
профессионально-техническое образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, вид профессионального образования, его начальная ступень. Система П.-т.о. выполняет функции воспроизводства рабочих кадров в соответствии с требованиями рынка труда и развития научно-технического прогресса. Осн. цель П.-т.о. подготовка образованных, интеллектуально и профессионально развитых, и конкурентоспособных рабочих и специалистов. П.-т.о. строится на взаимосвязи общего и профессионального образования. Система П.-т.о. включает заведения разных типов (профессиональные училища, лицеи, центры, технические школы и др.) и профилей (машино-строительные, химические, сельскохозяйственные, сферы услуг и др.), курсовую сеть на предприятиях и фирмах для мобильной и краткосрочной подготовки кадров и повышения квалификации. Содержание П.-т.о. определяется образовательными стандартами (см. Стандарты образовательные), реализуемыми в образовательных программах и учебных планах. В учебном процессе осуществляется производственное обучение. У учащихся формируются умения и навыки, необходимые для овладения будущей профессией. Организационные формы обучения: урок, лабораторно-практические и семинарские занятия, лекции, экскурсии, деловые игры и др. Обучение осуществляется под руководством мастера производственного обучения. Преподавателей и мастеров для П.-т.о. готовят индустриальнопедагогические учебные заведения. В учебных заведениях П.-т.о. работают выпускники вузов и средних специальных учебных заведений. В России учебные заведения (в т.ч. Горнозаводские училища и школы), дававшие профессиональную подготовку, появились в начале 18 в. при крупных казённых и некоторых частных заводах. В начале 19 в. сложилось 3 типа учебных заведений: заводские школы, горные и окружные училища (последние давали наиболее глубокую общеобразовательную подготовку). Предпринимались попытки подготовки учащихся к практической деятельности в общеобразовательных учебных заведениях. В учебный план некоторых училищ вводились специальные предметы. Формировалось реальное направление в общем образовании. Во 2-й половине 19 в. создавалась сеть отраслевых училищ (железнодорожные, механические, речные, сельскохозяйственные и др.). Активное участие в развитии П.-т.о. стали принимать общественные организации и, прежде всего, Русское техническое общество. В 1884 учёными и педагогами (В.К. Делла-Вос, И.А. Вышнеградский, Е.Н. Андреев, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский и др.) разработан "Проект общего нормального плана промышленного образования в России", в котором сформулированы осн. направления развития П.-т.о. В 1888 утверждены "Основные положения о промышленных училищах", появились уставы учебных заведений, учебные планы, программы, учебники, методические разработки. Началась подготовка педагогических кадров для системы П.-т.о. В 1918 введено обязательное обучение работающих подростков 15-17 лет. На базе ремесленных школ создавалась сеть курсов, школ и клубов для профессиональной подготовки молодёжи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждён Главпрофобр. С 1921 школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) позволили организовать производственное обучение подростков. Начал формироваться новый тип профессиональной школы, ориентированный на политехническое образование. В 1940-58 получила развитие система трудовых резервов (см. Трудовые резервы). Были введены 3 типа учебных заведений: ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). В конце 40-х начале 50-х гг. были созданы горнопромышленные, строительные училища и школы, училища механизации сельского хозяйства. В 1954 для окончивших полную среднюю образовательную школу были образованы технические училища. В 1969 возникли средние профессионально-технические училища и технические училища на базе среднего 8-летнего и среднего общего образования. В 1984 все учебные заведения П.-т.о. были объединены в единый тип средние профессионально-технические училища. С конца 90-х гг. с развитием рыночных отношений и появлением негосударственного сектора экономики осуществляется переход от унитарной системы П.-т.о. к многообразию моделей профессионально-технических учебных заведений. Возникли новые типы учебных заведений: технические колледжи, лицеи, высшие ПТУ, коммерческие училища, центры, бизнес-школы и др. В условиях конкуренции и изменения рынка труда значительно усиливаются требования к уровню профессиональной подготовки рабочих и специалистов в системе П.-т.о. Copyright © ФИО 2000-2003 document.write(createMenu(mItems)) Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 7147 | |
2 | 2260 | |
3 | 2019 | |
4 | 1797 | |
5 | 1715 | |
6 | 1560 | |
7 | 1441 | |
8 | 1342 | |
9 | 1257 | |
10 | 1191 | |
11 | 1157 | |
12 | 1054 | |
13 | 976 | |
14 | 966 | |
15 | 959 | |
16 | 947 | |
17 | 942 | |
18 | 919 | |
19 | 892 | |
20 | 857 |