Педагогический словарь - братские школы
Связанные словари
Братские школы
братские школы
учебные заведения, существовавшие в XVI — XVII вв. при братствах — национально-религиозных объединениях православных верующих Украины, Белоруссии, Чехии и др. стран. Деятельность Б. ш. способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания народов этих стран. В Б. ш. впервые в истории школьного обучения зародилась классно-урочная система, получившая теоретическое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я.А.Коменского. Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
— учебные заведения (16-18 вв.) при братствах объединениях православных горожан, оказавшихся в составе Речи Посполитой: во Львове (осн. ок. 1585), Вильне (1585), Могилёве (1590-92), Киеве (1615), Луцке (ок. 1617). В учебном плане большое место отводилось православному вероучению; на начальной ступени обучали грамоте и пению, на старшей старославянскому, греческому, латинскому и другим языкам, грамматике, риторике, поэтике, элементам математики, философии. Устав ("Порядок школьный") Львовской школы и правила для учеников ("Артикулы прав") Луцкой школы памятники педагогической мысли славянских народов. В ведущих Б.ш. преподавали Иов (И. Борецкий), Л. Зизаний, Милетий Смотрицкий и др. Кроме школ повышенного типа ("гимнасионов") создавались многочисленные элементарные Б.ш., близкие приходским школам в странах Европы. Некоторые Б.ш. имели типографии (Львовская наследовала типографию Ивана Фёдорова). В конце 18 в. мн. Б.ш. реорганизованы в коллегии. Киевская Б.ш. положила начало Киево-Могилянской академии. В России Б.ш. назывались также миссионерские школы. (28)717 ...Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря
2.
1) Уч. заведения, существовавшие в 16—18 вв. при братствах, нац.-религ. обществ. объединениях православных горожан Украины и Белоруссии (в составе Польско-Литов. гос-ва). Высоким уровнем преподавания отличались Б. ш. во Львове (ок. 1585), в Вильнюсе (1585), Киеве (1615), Луцке (ок. 1617), Могилёве (1590—92). Обучение в школах делилось на 2 ступени. Мл. школьники учились грамоте и пению (по нотам), старшие изучали старославянский, греч. и лат. языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы математики и философии. Большое место отводилось православному вероучению. В крупных Б. ш. ставились театральные спектакли. Кроме школ повышенного уровня («гим-насионов»), в городах и нек-рых сёлах Правобережной Украины и Белоруссии действовали многочисленные элементарные Б. ш., мало отличавшиеся от приходских. Устав («Порядок школьный») Львовской школы и правила для учеников («Артикулы прав») Луцкой школы являются памятниками пед. мысли. Согласно уставам, в Б. ш. принимались дети из всех сословий. Срок обучения устанавливался договором между родителями и учителем. Почётные места в классах распределялись соответственно успехам учеников; телесные наказания...Российская педагогическая энциклопедия
3.
– братство-религиозно-национальная организация, оригинальные по форме и содержанию школы Юго-запада Руси (Львов, Брест, Луцк, Минск, Могилев). Строились по демократическому принципу: – обучались дети различных сословий; – избирался ректор и учителя общим собранием; – избирались независимые эксперты-попечители; – учитель и родители заключали договор, определяющий цели, задачи, содержание, формы обучения, требования к учителю и ученику; – основным документом, регулирующим эти отношения был Устав, разрабатываемый братством, принимаемым общим собранием. Братские школы развивали и обогащали образовательные традиции, были передовыми. ...Педагогический словарь по темам
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 20500 | |
2 | 19019 | |
3 | 16375 | |
4 | 15174 | |
5 | 11909 | |
6 | 10675 | |
7 | 9960 | |
8 | 9792 | |
9 | 8673 | |
10 | 8541 | |
11 | 7993 | |
12 | 7045 | |
13 | 6855 | |
14 | 6764 | |
15 | 6361 | |
16 | 6295 | |
17 | 6251 | |
18 | 6103 | |
19 | 6075 | |
20 | 5600 |