Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами - международно-правовой статус каспийского моря
Связанные словари
Международно-правовой статус каспийского моря
Согласно существующему статусу Каспия, неприбрежные государства могут допускаться к морепользованию лишь с общего согласия всех прибрежных государств. Такое согласие может быть обусловлено следующими требованиями: а) обеспечением военно-политической безопасности; б) обеспечением экологической безопасности; в) соблюдением природоресурсных прав и интересов прибрежных стран. С распадом СССР и появлением трех новых прикаспийских государств политическая ситуация в регионе изменилась, с учетом этого договорно-правовой статус Каспия конкретизируется. Новые проблемы обеспечения политической безопасности, управления биоресурсами Каспия, защиты окружающей среды, распределения и освоения минеральных ресурсов, ставят вопрос о разработке новых элементов статуса Каспия. Алма-Атинская декларация, подписанная главами новых независимых государств-членов СНГ, гарантировала выполнение этими государствами международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Тем самым подтвержден статус Каспийского моря как водоема, на который распространяются права исключительно его прибрежных государств. В октябре 1992 г. в Тегеране представители прикаспийских государств пришли к соглашению о необходимости создания организации по сотрудничеству прикаспийских стран и скорейшего формирования ряда комитетов: по изучению и колебанию уровня Каспийского моря, по защите окружающей среды, по сохранению и использованию биоресурсов, по правовому статусу Каспия, по судоходству, по научным проблемам. Проект соответствующего договора о сотрудничестве, подготовленный Ираном, строился на принципах совместного использования Каспия на основе суверенного равенства и учета прав и интересов всех прикаспийских государств. Принятие решений в рамках региональной организации прикаспийских государств предполагалось на основе консенсуса со стороны ее государств-членов и подразумевало отказ от односторонних действий отдельных государств. Совещание глав правительств прикаспийских государств, проведенное в октябре 1993 г. в Астрахани, определило основные направления совместной деятельности по решению проблем Каспийского моря, в частности его многих эколого-ресурсных проблем. Эти положения были развиты затем в Декларации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, принятой в Алма-Ате в мае 1994 г. на совещании представителей Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Исламской Республики Иран и Российской Федерации.
В ноябре 2003 г. в Тегеране все пять прикаспийских государств подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. Исторически сложившийся статус Каспия может меняться только в порядке, установленном международным правом. Всякое изменение или корректировка этого статуса предполагают согласие всех прибрежных государств. Международные обязательства по договорам, установившим статус Каспия, сохраняют силу как для Ирана и России (продолжателя СССР), так и для новообразованных прикаспийских государств (Азербайджана, Туркменистана, Казахстана). До достижения соглашения прибрежных государств об изменении действующего статуса он сохраняет свою юридическую силу. Односторонние действия, идущие вразрез с существующим статусом Каспия, в том числе и акты присвоения его пространств или установления в них исключительных природоресурсных прав, недопустимы по международному праву.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 876 | |
2 | 362 | |
3 | 309 | |
4 | 296 | |
5 | 286 | |
6 | 270 | |
7 | 256 | |
8 | 237 | |
9 | 236 | |
10 | 228 | |
11 | 226 | |
12 | 223 | |
13 | 221 | |
14 | 217 | |
15 | 216 | |
16 | 215 | |
17 | 213 | |
18 | 210 | |
19 | 206 | |
20 | 191 |