Большой психологический словарь - экспериментально-генетический метод
Связанные словари
Экспериментально-генетический метод
экспериментально-генетический метод
(исследования психического развития) разработан Л. С. Выготским и связан с е-го теорией развития высших психических функций. Впервые был применен Выготским, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым при исследовании формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти (конец 1920-х гг.). Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали 2 основных положения: 1) специфически человеческие психические процессы это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры психологические орудия-средства знаки (в т. ч. символы, язык, меры, сенсорные эталоны и т. п.); 2) всякий психический процесс возникает и функционирует в 2 планах социальном и психологическом, или, как писал Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. После смерти Выготского Э.-г. м. с успехом применялся в многочисленных исследованиях (при формировании звуковысотного слуха Леонтьевым, в исследовании произвольных движений А. В. Запорожцем, при изучении закономерностей развития восприятия Л. А. Венгером и др.). Существенный вклад внес П. Я. Гальперин, разработавший методику и теорию поэтапного формирования умственных действий, а затем целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами (внимание, симультанное восприятие и т. п.). Выготский предостерегал от упрощенного понимания получаемых в таких искусственных условиях фактов и прямого переноса выводов на реальный процесс (возрастного) развития. С 1960-х гг. кроме исследований, проводимых в лабораторных условиях, появились многочисленные исследования, ведущиеся в форме экспериментального обучения целых классов для анализа влияния обучения на психическое развитие (В. В. Давыдов, Д. Б. Элько-нин и др.). См. также Обучающий эксперимент, Развивающее обучение.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
метод изучения психических явлений на основе их формирования в лабораторных условиях. Разработан Л.С. Выготским для анализа развития высших психических функций (речевого мышления, внимания, памяти и др.). ...Краткий психологический глоссарий
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 3051 | |
2 | 2573 | |
3 | 2319 | |
4 | 2154 | |
5 | 1917 | |
6 | 1895 | |
7 | 1845 | |
8 | 1559 | |
9 | 1558 | |
10 | 1384 | |
11 | 1332 | |
12 | 1241 | |
13 | 1216 | |
14 | 1215 | |
15 | 1136 | |
16 | 1086 | |
17 | 1085 | |
18 | 1081 | |
19 | 1080 | |
20 | 1048 |