Академический словарь русского языка - а
А
(1)
нескл., ср.
Название первой буквы русского алфавита.
◊
от а до зетот а до я
(2)
союз.
I. противительный.
1.
Употребляется для соединения противопоставляемых предложений или отдельных членов предложения; соответствует по значению словам: но, зато, наоборот, напротив.
Он шутил, а я злобствовал. Пушкин, Выстрел.
{Серебряков:} Ты молода, здорова, красива, жить хочешь, а я старик, почти труп. Чехов, Дядя Ваня.
С правой стороны удалось прервать распространение пожара; а влево он распространялся все шире, захватывая уже десятый двор. М. Горький, Мои университеты.
Прежде песни тоска наша пела, А теперь наша радость поет. Лебедев-Кумач, Песня о Волге.
||
При отрицании служит противопоставлению однородных членов предложения или предложений так, что один из однородных членов или одно из предложений исключается другим; соответствует по значению союзу но.
Бывало грустно им, а скучно не бывало. И. Крылов, Два Голубя.
Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия ---, а по привычке. Тургенев, Однодворец Овсяников.
2.
Соединяет два предложения, второе из которых выражает несоответствие тому, что выражено в первом, и противоречит ожидаемому, должному с точки зрения говорящего; соответствует по значению союзам: но, однако.
— За неделю еще с хозяйкой, с Амалией Федоровной, последним образом перессорились, а тут на чашку кофею позвала. Достоевский, Преступление и наказание.
— Учится девочка в консерватории, постоянно в хорошем обществе, а одета бог знает как. Чехов, Скучная история.
Дело к весне, а мороз все жестче. Безыменский, Комсомолия.
|
В сочетании со словами: „между тем“, „в то же время“, „ведь“, „вот“.
Здоровье ее {матушки} становилось день от дня хуже, она видимо чахла, а между тем мы с нею работали с утра до ночи. Достоевский, Бедные люди.
Ко всему Шацкий как-то без смысла и цели лгал; сегодня он граф, завтра князь, а в то же время все знали, что его родня занимается в городе торговлей. Гарин-Михайловский, Студенты.
{Маша:} Заложил он этот дом в банке, и все деньги забрала его жена, а ведь дом принадлежит не ему одному. Чехов, Три сестры.
Ко всем Комиссар умел найти ключик, а вот Алексей Мересьев не поддавался ему. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
3.
Указывает на уступительный характер противопоставления предложений или их членов; соответствует по значению словам: тем не менее, всё-таки, однако.
Не легли еще тени вечерние, А луна уж блестит на воде. Блок, Не легли еще тени…
Да, пройдут десятки лет, а из памяти никогда не изгладятся дороги войны. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
|
В сочетании со словами: „всё“, „всё-таки“.
— Рана ваша — не опасная, а все лучше остановить кровь. Тургенев, Отцы и дети.
{Жадов:} Рассказывайте, что хотите, а я все-таки женюсь и буду жить счастливо. А. Островский, Доходное место.
||
Имея то же значение (тем не менее, всё-таки, однако), начинает главное предложение после придаточного уступительного.
Довольно. С плеч долой обуза! Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, а вступленье есть. Пушкин, Евгений Онегин.
— Веришь ли, хоть и дела нет, а домой придешь весь словно изломанный! Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности.
II. сопоставительный.
Соединяя предложения, служит сопоставлению их главных или второстепенных членов, а также предложений в целом и соответствует по смыслу выражениям: что касается, в то время как и т. п.
{Лель (поет):} Туча со громом сговаривалась: Ты, гром, греми, а я дождь разолью. А. Островский, Снегурочка.
Дворецкий удалился, а Степан вскочил, натянул на себя кафтан и сапоги, вышел и остановился у крыльца. Тургенев, Муму.
||
Служит сопоставлению одновременных событий, действий, соответствуя по значению словам: в это же время, между тем.
Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Пушкин, Евгений Онегин.
Поручик говорил, а сам искоса поглядывал в стороны. Чехов, Тина.
|
В сочетании со словами: „между тем“, „в это время“.
Попадья стала угощать меня чем бог послал. А между тем говорила без умолку. Пушкин, Капитанская дочка.
||
Служит для указания на непредвиденное или неожиданное наступление действия во время другого действия; близок по значению словам: вдруг, вдруг в это время.
{Лиза:} Молчалин на лошадь садился, ногу в стремя, А лошадь на дыбы. Грибоедов, Горе от ума.
Опомнились косые — а перед ними и волк и волчиха зубами стучат. Салтыков-Щедрин, Самоотверженный заяц.
III. присоединительный.
1.
Употребляется для присоединения предложений или членов предложения при последовательном изложении, последовательном описании ряда предметов или явлений.
Там, ниже, мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени. А там уж и люди гнездятся в горах. Пушкин, Кавказ.
В конце сада был обрыв над рекой, а за обрывом — предрассветные дождливые дали. Паустовский, Дождливый рассвет.
2.
Присоединяет предложения и члены предложений, связанные друг с другом временной последовательностью (обычно в сочетании с наречиями времени или словами, обозначающими время).
{Бобчинский:} Сначала вы сказали, а потом и я сказал. Гоголь, Ревизор.
Мы с Ермолаем --отправились на охоту, а с охоты домой. Тургенев, Мой сосед Радилов.
{Надя} пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром --покинула город. Чехов, Невеста.
В этот момент ночная тишина была нарушена грохотом сильного взрыва, а затем послышались беспорядочные артиллерийские выстрелы. Степанов, Порт-Артур.
3.
а) Присоединяет по связи с каким-л. членом предложения слова, группы слов, предложения (полные и неполные), развивающие, дополняющие или поясняющие высказанную мысль.
{Чацкий:} Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Грибоедов, Горе от ума.
— И все она сидит и думает, думает. А о чем думает, спрашивается? Чехов, Печенег.
— Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге — гиблое дело; не видно ни месяца, ни звезд. Марков, Строговы.
||
Присоединяет вставные предложения, сообщающие дополнительные сведения о предмете речи.
— Заметили ли вы, --что на дубе — а дуб крепкое дерево — старые листья только тогда отпадают, когда молодые начнут пробиваться? Тургенев, Рудин.
{Чернышевский} всегда отлично владел собою, и если страдал, — а мог ли он не страдать очень жестоко, — то всегда страдал гордо, один. Короленко, Воспоминания о Чернышевском.
б) Присоединяет по связи со всей высказанной мыслью предложения и члены предложений, развивающие, дополнительно характеризующие или оценивающие сказанное.
Инспектор с сосредоточенной злобой ходил по классу, ни слова не говоря, а это был дурной признак. Помяловский, Очерки бурсы.
{Тригорин:} Мы с вами едва ли еще увидимся когда-нибудь. А жаль. Чехов, Чайка.
— Солдат в ад попал ---. Как быть? Осмотрелся служивый. А был не промах. Голубов, Багратион.
|
В сочетании со словами: „в самом деле“, „иногда“, „именно“, „сверх того“, „главное“ и т. п., указывающими на характер уточнения мысли, направление распространения или ограничения ее, мотивировку, оценку добавляемого и т. п.
Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пушкин, Домик в Коломне.
{Петр Петрович} взял на себя часть издержек по нашему проезду в столицу, а именно: сам вызвался, на свой счет, доставить нашу поклажу и большой сундук. Достоевский, Преступление и наказание.
||
В сочетании со словами: „значит“, „потому“, „следовательно“, „стало быть“ и т. п. присоединяет предложения или члены предложения, в которых содержится вывод, заключение из сказанного ранее.
Предполагалось отдать Сережу в гимназию, а следовательно требовалось познакомить его хоть с первыми основаниями древних языков. Салтыков-Щедрин, Рождественская сказка.
Ума ее никто не видал и не знает, а потому о нем — ни слова. Чехов, Перед свадьбой.
||
В сочетании с местоимением „всё“ присоединяет предложения или члены предложения, указывающие на причину высказанного ранее.
— Отстал я от хороших людей, ах как отстал! А все дела, дела! Чехов, Дом с мезонином.
4.
Употребляется при внезапном переходе к другой мысли, к другой теме высказывания (в речи одного лица или в диалоге).
— Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?.. — Скучал! — ответил Печорин, улыбаясь… — А помните наше житье-бытье в крепости? Лермонтов, Максим Максимыч.
— Да и ты меня расстроила, Верочка, — очень огорчила! Я и ослабела. А тяжелая моя жизнь, Верочка. Чернышевский, Что делать?
— Всем кланяйся. А ты, Игнатьев, не забудь передать пакет Быстрецову. Чехов, Почта.
5.
Употребляется в начале реплики как приступ к разговору.
Дорогой невольно я опять завел разговор о Бэле и о Печорине. — А не слыхали ли вы, что сделалось с Казбичем? --спросил я. Лермонтов, Бэла.
— А знаешь что, мама? — сказал Володя, неожиданно поворачиваясь к матери, — знаешь, о чем я думаю? Григорович, Проселочные дороги.
— А ты видела картину про композитора Глинку? Паустовский, Кордон «273».
IV. присоединительно-усилительный.
Употребляется в начале вопросительных и восклицательных предложений для усиления выразительности (часто в сочетании с местоимениями и наречиями: как, какой, сколько и т. п.).
{Городничий:} А уж я так буду рад! А уж как жена обрадуется! Гоголь, Ревизор.
Ничего не сделать, ничего не достигнуть --в продолжение целого года — значит потерять год, значит не жить в продолжение целого года. А сколько таких годов теряется у людей! Белинский, Русская литература в 1845 г.
— Что ты мне рассказываешь, — не сдавался Федор Лукич. — А в книгах, а в романах что написано? Читал? Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.
||
В начале ответов на вопросы придает большую выразительность ответу, выделяя то или иное слово.
— Что это? Что это такое? — спросил он у ямщика. — А горы, — отвечал равнодушно ногаец. Л. Толстой, Казаки.
{Лиза:} Борис Николаевич, что с вами? {Чепурной:} А ничего… слушаю! М. Горький, Дети солнца.
◊
а не то…а то…
(3)
частица.
1. побудительная.
Употребляется при повторном обращении к кому-л. для привлечения внимания.
{Дарья:} Барышня, а барышня! Где вы тут? А. Островский, Бедная невеста.
2.
вопросительная.
а) Употребляется как вопросительный отклик на обращение или при переспросе нерасслышанного.
— Ридель! — повторил он громко. — Ридель! — А? Что таков? — проговорил я словно спросонья. Тургенев, Стук… стук… стук!
{Бубнов:} Настёнка! {Настя:} А? М. Горький, На дне.
б) После предложений, требующих ответа, подтверждения и т. п., выражает побуждение к ответу или к действиям.
— Небось я уже надоел вам, а? Чехов, Палата № 6.
{Рагозин} схватил мальчика за руку и подвел к рисункам. — Смотри. Нравится, а? Федин, Необыкновенное лето.
в) В вопросах и восклицаниях выражает сильное удивление, восхищение или возмущение.
— Каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть. Пушкин, Дубровский.
{Полина:} Вы представьте: в четверг я еду в деревню, вдруг свистят! Даже мне свистят, а? М. Горький, Враги.
(4)
междом.
Часто произносится удлиненно (а-а-а!) и в зависимости от интонации выражает различные эмоциональные состояния.
1.
Выражает припоминание, догадку, удивление.
— Кузина, помнишь Грандисона? — Как, Грандисон?.. а, Грандисон! Да, помню, помню. Где же он? Пушкин, Евгений Онегин.
Потом ее как будто что озарило — да так, что она невольно шепнула: — А!.. Она вдруг догадалась, что Нежданов отвернулся от нее. Тургенев, Новь.
— Подали оладьи — не ест! — А-аа!.. — удивился Костыль. — Не ест! Чехов, В овраге.
2.
При встрече с кем-л. выражает узнавание.
— Это кто тут? — спросил он. — А, Тонька! С. Антонов, Знакомый.
Василий из коридора постучал к нему. — Да, прошу, — отозвался хозяин и обернулся навстречу. — А-а, это ты! Садись. Игишев, Шахтеры.
||
Выражает удовольствие, радость (при виде кого-, чего-л.).
— А, милый князь, нет приятнее гостя, — сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. Л. Толстой, Война и мир.
— А-а-а! Андрей Ильич! Наконец-то вы к нам пожаловали! Куприн, Молох.
3.
Выражает досаду, негодование, угрозу, злорадство.
{Городничий:} Инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчики!» Гоголь, Ревизор.
— А-а! каблуками бить да еще браниться! — закричал Сережа. Л. Толстой, Детство.
{Татьяна Никоновна:} А! теперь тошно; а то так матери не слушаться! А. Островский, Старый друг лучше новых двух.
{Попова:} Вы струсили? Да? А-а-а-а! Нет, сударь, вы не виляйте! Чехов, Медведь.
— А-а, братец мой, а ты как же думал, так это тебе и сойдет с рук? Серафимович, Заяц.
4.
Выражает решимость с оттенком досады.
Иногда при ударе карт по столу вырывались выражения: — А! была не была, не с чего, так с бубен! Гоголь, Мертвые души.
5.
Выражает ужас, отчаяние, боль и т. п.
— А! А!.. — закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза. Л. Толстой, Война и мир.
— Ааа! что я сделал! — прокричал он {Вронский}. Л. Толстой, Анна Каренина.
Со стоном грохнулся кто-то за дверью. — За что бьете?.. Злодеи!.. ааа-аа!! Вересаев, К жизни.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4024 | |
2 | 2350 | |
3 | 2007 | |
4 | 1931 | |
5 | 1800 | |
6 | 1737 | |
7 | 1733 | |
8 | 1406 | |
9 | 1312 | |
10 | 1194 | |
11 | 1101 | |
12 | 958 | |
13 | 944 | |
14 | 942 | |
15 | 873 | |
16 | 805 | |
17 | 734 | |
18 | 720 | |
19 | 686 | |
20 | 657 |