Поиск в словарях
Искать во всех

Академический словарь русского языка - а

 
 

А

а

(1)

нескл., ср.

Название первой буквы русского алфавита.

от а до зетот а до я

(2)

союз.

I. противительный.

1.

Употребляется для соединения противопоставляемых предложений или отдельных членов предложения; соответствует по значению словам: но, зато, наоборот, напротив.

Он шутил, а я злобствовал. Пушкин, Выстрел.

{Серебряков:} Ты молода, здорова, красива, жить хочешь, а я старик, почти труп. Чехов, Дядя Ваня.

С правой стороны удалось прервать распространение пожара; а влево он распространялся все шире, захватывая уже десятый двор. М. Горький, Мои университеты.

Прежде песни тоска наша пела, А теперь наша радость поет. Лебедев-Кумач, Песня о Волге.

||

При отрицании служит противопоставлению однородных членов предложения или предложений так, что один из однородных членов или одно из предложений исключается другим; соответствует по значению союзу но.

Бывало грустно им, а скучно не бывало. И. Крылов, Два Голубя.

Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия ---, а по привычке. Тургенев, Однодворец Овсяников.

2.

Соединяет два предложения, второе из которых выражает несоответствие тому, что выражено в первом, и противоречит ожидаемому, должному с точки зрения говорящего; соответствует по значению союзам: но, однако.

За неделю еще с хозяйкой, с Амалией Федоровной, последним образом перессорились, а тут на чашку кофею позвала. Достоевский, Преступление и наказание.

— Учится девочка в консерватории, постоянно в хорошем обществе, а одета бог знает как. Чехов, Скучная история.

Дело к весне, а мороз все жестче. Безыменский, Комсомолия.

|

В сочетании со словами: „между тем“, „в то же время“, „ведь“, „вот“.

Здоровье ее {матушки} становилось день от дня хуже, она видимо чахла, а между тем мы с нею работали с утра до ночи. Достоевский, Бедные люди.

Ко всему Шацкий как-то без смысла и цели лгал; сегодня он граф, завтра князь, а в то же время все знали, что его родня занимается в городе торговлей. Гарин-Михайловский, Студенты.

{Маша:} Заложил он этот дом в банке, и все деньги забрала его жена, а ведь дом принадлежит не ему одному. Чехов, Три сестры.

Ко всем Комиссар умел найти ключик, а вот Алексей Мересьев не поддавался ему. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.

3.

Указывает на уступительный характер противопоставления предложений или их членов; соответствует по значению словам: тем не менее, всё-таки, однако.

Не легли еще тени вечерние, А луна уж блестит на воде. Блок, Не легли еще тени…

Да, пройдут десятки лет, а из памяти никогда не изгладятся дороги войны. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.

|

В сочетании со словами: „всё“, „всё-таки“.

Рана ваша — не опасная, а все лучше остановить кровь. Тургенев, Отцы и дети.

{Жадов:} Рассказывайте, что хотите, а я все-таки женюсь и буду жить счастливо. А. Островский, Доходное место.

||

Имея то же значение (тем не менее, всё-таки, однако), начинает главное предложение после придаточного уступительного.

Довольно. С плеч долой обуза! Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, а вступленье есть. Пушкин, Евгений Онегин.

— Веришь ли, хоть и дела нет, а домой придешь весь словно изломанный! Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности.

II. сопоставительный.

Соединяя предложения, служит сопоставлению их главных или второстепенных членов, а также предложений в целом и соответствует по смыслу выражениям: что касается, в то время как и т. п.

{Лель (поет):} Туча со громом сговаривалась: Ты, гром, греми, а я дождь разолью. А. Островский, Снегурочка.

Дворецкий удалился, а Степан вскочил, натянул на себя кафтан и сапоги, вышел и остановился у крыльца. Тургенев, Муму.

||

Служит сопоставлению одновременных событий, действий, соответствуя по значению словам: в это же время, между тем.

Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Пушкин, Евгений Онегин.

Поручик говорил, а сам искоса поглядывал в стороны. Чехов, Тина.

|

В сочетании со словами: „между тем“, „в это время“.

Попадья стала угощать меня чем бог послал. А между тем говорила без умолку. Пушкин, Капитанская дочка.

||

Служит для указания на непредвиденное или неожиданное наступление действия во время другого действия; близок по значению словам: вдруг, вдруг в это время.

{Лиза:} Молчалин на лошадь садился, ногу в стремя, А лошадь на дыбы. Грибоедов, Горе от ума.

Опомнились косые — а перед ними и волк и волчиха зубами стучат. Салтыков-Щедрин, Самоотверженный заяц.

III. присоединительный.

1.

Употребляется для присоединения предложений или членов предложения при последовательном изложении, последовательном описании ряда предметов или явлений.

Там, ниже, мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени. А там уж и люди гнездятся в горах. Пушкин, Кавказ.

В конце сада был обрыв над рекой, а за обрывом — предрассветные дождливые дали. Паустовский, Дождливый рассвет.

2.

Присоединяет предложения и члены предложений, связанные друг с другом временной последовательностью (обычно в сочетании с наречиями времени или словами, обозначающими время).

{Бобчинский:} Сначала вы сказали, а потом и я сказал. Гоголь, Ревизор.

Мы с Ермолаем --отправились на охоту, а с охоты домой. Тургенев, Мой сосед Радилов.

{Надя} пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром --покинула город. Чехов, Невеста.

В этот момент ночная тишина была нарушена грохотом сильного взрыва, а затем послышались беспорядочные артиллерийские выстрелы. Степанов, Порт-Артур.

3.

а) Присоединяет по связи с каким-л. членом предложения слова, группы слов, предложения (полные и неполные), развивающие, дополняющие или поясняющие высказанную мысль.

{Чацкий:} Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Грибоедов, Горе от ума.

— И все она сидит и думает, думает. А о чем думает, спрашивается? Чехов, Печенег.

— Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге — гиблое дело; не видно ни месяца, ни звезд. Марков, Строговы.

||

Присоединяет вставные предложения, сообщающие дополнительные сведения о предмете речи.

— Заметили ли вы, --что на дубе — а дуб крепкое дерево — старые листья только тогда отпадают, когда молодые начнут пробиваться? Тургенев, Рудин.

{Чернышевский} всегда отлично владел собою, и если страдал, — а мог ли он не страдать очень жестоко, — то всегда страдал гордо, один. Короленко, Воспоминания о Чернышевском.

б) Присоединяет по связи со всей высказанной мыслью предложения и члены предложений, развивающие, дополнительно характеризующие или оценивающие сказанное.

Инспектор с сосредоточенной злобой ходил по классу, ни слова не говоря, а это был дурной признак. Помяловский, Очерки бурсы.

{Тригорин:} Мы с вами едва ли еще увидимся когда-нибудь. А жаль. Чехов, Чайка.

Солдат в ад попал ---. Как быть? Осмотрелся служивый. А был не промах. Голубов, Багратион.

|

В сочетании со словами: „в самом деле“, „иногда“, „именно“, „сверх того“, „главное“ и т. п., указывающими на характер уточнения мысли, направление распространения или ограничения ее, мотивировку, оценку добавляемого и т. п.

Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пушкин, Домик в Коломне.

{Петр Петрович} взял на себя часть издержек по нашему проезду в столицу, а именно: сам вызвался, на свой счет, доставить нашу поклажу и большой сундук. Достоевский, Преступление и наказание.

||

В сочетании со словами: „значит“, „потому“, „следовательно“, „стало быть“ и т. п. присоединяет предложения или члены предложения, в которых содержится вывод, заключение из сказанного ранее.

Предполагалось отдать Сережу в гимназию, а следовательно требовалось познакомить его хоть с первыми основаниями древних языков. Салтыков-Щедрин, Рождественская сказка.

Ума ее никто не видал и не знает, а потому о нем — ни слова. Чехов, Перед свадьбой.

||

В сочетании с местоимением „всё“ присоединяет предложения или члены предложения, указывающие на причину высказанного ранее.

— Отстал я от хороших людей, ах как отстал! А все дела, дела! Чехов, Дом с мезонином.

4.

Употребляется при внезапном переходе к другой мысли, к другой теме высказывания (в речи одного лица или в диалоге).

Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?.. — Скучал! — ответил Печорин, улыбаясь… — А помните наше житье-бытье в крепости? Лермонтов, Максим Максимыч.

Да и ты меня расстроила, Верочка, — очень огорчила! Я и ослабела. А тяжелая моя жизнь, Верочка. Чернышевский, Что делать?

— Всем кланяйся. А ты, Игнатьев, не забудь передать пакет Быстрецову. Чехов, Почта.

5.

Употребляется в начале реплики как приступ к разговору.

Дорогой невольно я опять завел разговор о Бэле и о Печорине. — А не слыхали ли вы, что сделалось с Казбичем? --спросил я. Лермонтов, Бэла.

— А знаешь что, мама? — сказал Володя, неожиданно поворачиваясь к матери, — знаешь, о чем я думаю? Григорович, Проселочные дороги.

— А ты видела картину про композитора Глинку? Паустовский, Кордон «273».

IV. присоединительно-усилительный.

Употребляется в начале вопросительных и восклицательных предложений для усиления выразительности (часто в сочетании с местоимениями и наречиями: как, какой, сколько и т. п.).

{Городничий:} А уж я так буду рад! А уж как жена обрадуется! Гоголь, Ревизор.

Ничего не сделать, ничего не достигнуть --в продолжение целого года — значит потерять год, значит не жить в продолжение целого года. А сколько таких годов теряется у людей! Белинский, Русская литература в 1845 г.

— Что ты мне рассказываешь, — не сдавался Федор Лукич. — А в книгах, а в романах что написано? Читал? Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.

||

В начале ответов на вопросы придает большую выразительность ответу, выделяя то или иное слово.

— Что это? Что это такое? — спросил он у ямщика. — А горы, — отвечал равнодушно ногаец. Л. Толстой, Казаки.

{Лиза:} Борис Николаевич, что с вами? {Чепурной:} А ничего… слушаю! М. Горький, Дети солнца.

а не то…а то…

(3)

частица.

1. побудительная.

Употребляется при повторном обращении к кому-л. для привлечения внимания.

{Дарья:} Барышня, а барышня! Где вы тут? А. Островский, Бедная невеста.

2.

вопросительная.

а) Употребляется как вопросительный отклик на обращение или при переспросе нерасслышанного.

— Ридель! — повторил он громко. — Ридель! — А? Что таков? — проговорил я словно спросонья. Тургенев, Стук… стук… стук!

{Бубнов:} Настёнка! {Настя:} А? М. Горький, На дне.

б) После предложений, требующих ответа, подтверждения и т. п., выражает побуждение к ответу или к действиям.

Небось я уже надоел вам, а? Чехов, Палата № 6.

{Рагозин} схватил мальчика за руку и подвел к рисункам. — Смотри. Нравится, а? Федин, Необыкновенное лето.

в) В вопросах и восклицаниях выражает сильное удивление, восхищение или возмущение.

Каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть. Пушкин, Дубровский.

{Полина:} Вы представьте: в четверг я еду в деревню, вдруг свистят! Даже мне свистят, а? М. Горький, Враги.

(4)

междом.

Часто произносится удлиненно (а-а-а!) и в зависимости от интонации выражает различные эмоциональные состояния.

1.

Выражает припоминание, догадку, удивление.

Кузина, помнишь Грандисона? — Как, Грандисон?.. а, Грандисон! Да, помню, помню. Где же он? Пушкин, Евгений Онегин.

Потом ее как будто что озарило — да так, что она невольно шепнула: — А!.. Она вдруг догадалась, что Нежданов отвернулся от нее. Тургенев, Новь.

— Подали оладьи — не ест! — А-аа!.. — удивился Костыль. — Не ест! Чехов, В овраге.

2.

При встрече с кем-л. выражает узнавание.

— Это кто тут? — спросил он. — А, Тонька! С. Антонов, Знакомый.

Василий из коридора постучал к нему. — Да, прошу, — отозвался хозяин и обернулся навстречу. — А-а, это ты! Садись. Игишев, Шахтеры.

||

Выражает удовольствие, радость (при виде кого-, чего-л.).

— А, милый князь, нет приятнее гостя, — сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. Л. Толстой, Война и мир.

— А-а-а! Андрей Ильич! Наконец-то вы к нам пожаловали! Куприн, Молох.

3.

Выражает досаду, негодование, угрозу, злорадство.

{Городничий:} Инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчики!» Гоголь, Ревизор.

— А-а! каблуками бить да еще браниться! — закричал Сережа. Л. Толстой, Детство.

{Татьяна Никоновна:} А! теперь тошно; а то так матери не слушаться! А. Островский, Старый друг лучше новых двух.

{Попова:} Вы струсили? Да? А-а-а-а! Нет, сударь, вы не виляйте! Чехов, Медведь.

— А-а, братец мой, а ты как же думал, так это тебе и сойдет с рук? Серафимович, Заяц.

4.

Выражает решимость с оттенком досады.

Иногда при ударе карт по столу вырывались выражения: — А! была не была, не с чего, так с бубен! Гоголь, Мертвые души.

5.

Выражает ужас, отчаяние, боль и т. п.

— А! А!.. — закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза. Л. Толстой, Война и мир.

— Ааа! что я сделал! — прокричал он {Вронский}. Л. Толстой, Анна Каренина.

Со стоном грохнулся кто-то за дверью. — За что бьете?.. Злодеи!.. ааа-аа!! Вересаев, К жизни.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое а
Значение слова а
Что означает а
Толкование слова а
Определение термина а
a это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):