1. Связь между психическими явлениями, образуемая при определенных условиях, при коей актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Противоположное понятиедиссоциация. Психофизиологическая основа ассоциации рефлекс условный. П различных направлениях психологии ассоцианистской было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так выделились ассоциации:
1) по сходству (красное пурпурное);
2) по контрасту (большое маленькое);
3) по смежности в пространстве или времени (запах приправы к пище вызывает аппетит);
4) причинно-следственные (сильный ветер озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий: силы впечатлений, вызываемых элементами связи; их новизны, а также способностей индивида. 2. В психологии социальной группа, где отсутствуют объединяющая ее деятельность совместная, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях общения группового. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различаются:
1) ассоциации просоциальные куда позитивные нравственные ценности привнесены из широкой среды социальной, сформированы и упрочены в ходе деятельности трудовой; при включения этих ассоциаций в деятельность совместную, обусловленную общественно значимыми задачами и соответственной им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования;
2) ассоциации асоциальные где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характеров условиях антиобщественно направленной организации и руководства легко превращаются в корпорации.
(Association; Assoziation) связь идей, восприятий и т. д. согласно сходству, сосуществованию, противоположности и причинной зависимости.Свободная ассоциация во фрейдовском толковании сновидения: спонтанные идеи, являющиеся человеку во сне безотносительно к ситуации сна. Управляемая или контролируемая ассоциация в юнговском толковании сновидений: спонтанные идеи, которые исходят из данной ситуации сна и постоянно с ней связаны.Личностные ассоциации к образам в сновидениях совместно с амплификацией являются важным исходным шагом на пути к их интерпретации. ...
(от лат. associatio соединение) возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. ...
Словообразование. Происходит от лат. associatio соединение. Категория. Мнемический процесс. Категория. Установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого. Виды. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации: по сходству (красное пурпурное), по контрасту (большое маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно-следственные (сильный ветер озноб). Контекст. Было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида). ...
(от лат. associatio соединение) возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление др. Явление А. описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин "А." был предложен Дж. Локком.В ассоциативной психологии выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж. Ст. Милль) это делали по сходству (голубое-синее), контрасту (черное-белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (Д. Юм): яркая вспышка света болевое ощущение; др. (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все А. к ассоциациям по смежности, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования А. Кроме данных первичных законов образования А. Т. Брауном были обнаружены "вторичные" законы, т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, способности и/или патологические особенности...