Энциклопедия юриста - правительство
Связанные словари
Правительство
К основным полномочиям П. обычно относятся осуществление общего руководства и управления делами государства, исполнение принятых парламентом законов, составление и реализация государственного бюджета, координация деятельности отдельных министерств и ведомств.
Порядок формирования П. зависит от формы правления. Существуют три основных способа формирования П.: парламентский, внепарламентский и президентско-парламентский. Президентско-парламентский способ наиболее распространен и характерен как для президентских, так и для полупрезидентских республик. Этот способ сводится к тому, что парламент (или его палата) должен утвердить кандидатуры членов П. или только его главы, предлагаемые президентом. В парламентарных республиках П. формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. одним из лидеров партий), располагающей большинством мест в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. Внепарламентский способ формирования П. существует в абсолютистских и диктаторских государствах, а также некоторых "суперпрезидентских" республиках. По характеру представленности в нем политических сил П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным.
В парламентарных и полупрезидентских республиках во главе П. стоит специальное должностное лицо (председатель П.. премьер-министр и т.п.). обладающее обычно самостоятельным конституционно-правовым статусом. В классических президентских республиках П. возглавляет непосредственно глава государства (президент), должности премьер-министра не предусмотрено. В "суперпрезидентских" республиках президент также возглавляет П., однако при этом существует должность так называемого "административного премьера", полностью подчиненного президенту. В абсолютных и дуалистических монархиях также, независимо от наличия поста премьера, фактическим главой правительства является обычно глава государства. В некоторых государствах проводится различие между П., заседающим под председательством главы государства. и под председательством премьер-министра. Во Франции, Бельгии, а также ряде франкоязычных стран Африки в первом случае используется термин "совет министров" , а во втором "совет кабинета". В Скандинавских странах обычно различаются государственный совет, в котором председательствует глава государства, и совет министров, заседающий под председательством премьер-министра.
Члены П. (министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари и т.д.) руководят центральными ведомствами, в парламентарных республиках они обычно должны быть членами парламента (Австралия, Великобритания, Индия, Новая Зеландия), тогда как в президентских и, как правило, в полупрезидентских республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата. В некоторых странах (Дания, Испания, Финляндия) министры могут, но не обязаны быть депутатами. Конституции устанавливают правило неприкосновенности (иммунитета) членов правительства (Эстония) или только премьер-министра (Азербайджан). Некоторые конституции предусматривают определенные требования к кандидатам в министры, в частности: принадлежность к гражданству соответствующей страны по рождению (Парагвай, Мексика, Эквадор) или в результате натурализации (Швеция, Коста-Рика, Доминиканская Республика), достижение определенного возраста (25 лет в Бразилии, Сальвадоре, Азербайджане; 30 лет в Норвегии, Египте, Мексике).
В парламентарных республиках П. несет коллегиальную (коллективную) ответственность перед парламентом (при двухпалатном парламенте перед нижней палатой). Это означает, что при утрате доверия парламентского большинства П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. Парламентская ответственность П. существует также в полупрезидентских республиках, однако здесь вопрос об отставке П. в случае вотума недоверия или роспуске парламента решает глава государства президент.
Важнейшим принципом функционирования П. в странах с парламентарной и смешанной формами правления является также принцип солидарной ответственности министров за политику и решения П. Министр, не согласный с решением, принятым кабинетом, должен или принять его, или подать в отставку.
П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию (кабинет в Великобритании, Индии). В рамках кабинета иногда формируется и еще более узкий "внутренний" кабинет, включающий премьер-министра и 2-4 важнейших министров, пользующихся его наибольшим доверием.
Основной формой функционирования П. являются очередные заседания. Частота их проведения зависит от многих факторов, в том числе остроты политической (экономической) ситуации в стране. Обычно заседания проводятся 1-2 раза в неделю. Важной формой работы П. может быть деятельность различных комитетов и комиссий П., которая повышает оперативность его функционирования.
П. обычно активно участвует в создании законодательства, как путем издания собственных актов, так и путем подготовки законопроектов для внесения их в парламент в порядке законодательной инициативы. Собственные акты П. могут по силе приравниваться к законам (если П. издает их в порядке делегированного законодательства).
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 5082 | |
2 | 2349 | |
3 | 2049 | |
4 | 1617 | |
5 | 1465 | |
6 | 1349 | |
7 | 1178 | |
8 | 1113 | |
9 | 1083 | |
10 | 1055 | |
11 | 1047 | |
12 | 969 | |
13 | 919 | |
14 | 915 | |
15 | 873 | |
16 | 831 | |
17 | 810 | |
18 | 777 | |
19 | 741 | |
20 | 734 |