Энциклопедия Кольера - птолемей клавдий влияние теории птолемея
Птолемей клавдий влияние теории птолемея
птолемей клавдий влияние теории птолемея
К статье ПТОЛЕМЕЙ, КЛАВДИЙ Между тем как труды Птолемея безраздельно господствовали в науке в течение почти 1400 лет, влияние его на социальные, политические, моральные и теологические теории оказалось еще более длительным и сохранялось вплоть до революции 18 в. Предложенная Птолемеем теория антропоцентрической Земли, расположенной в геоцентрической Вселенной, получила широкое распространение, особенно через средневековые энциклопедии. Примирение христианской доктрины с античным наследием, осуществленное Альбертом Великим (ок. 1193-1280) и Фомой Аквинским (1225-1274), сделало учения древних приемлемыми и полезными для Средних веков и Ренессанса. Изучение Вселенной привело к пересмотру отношений человека с окружающим миром. Установленный Птолемеем порядок планет и его предположение о воздействии каждой из них на определенную группу людей истолковывались церковью как часть великой иерархии, или цепи, бытия. Наивысшим звеном этой цепи были Бог и ангелы, далее следовали мужчина, женщина, животные, растения и, наконец, минералы. Это учение вместе с историей из Книги Бытия о сотворении мира за 6 дней было основным фоном всей европейской поэзии и прозы со времен Средневековья до 18 в. Считалось, что великая цепь бытия имеет божественное происхождение и определяет деление феодального общества на три сословия - дворянство, духовенство и третье сословие, каждое из которых играет в жизни общества свою роль. Этот взгляд так сильно укоренился в обществе, что Галилей, отстаивавший гелиоцентрическую теорию Коперника, был в 1616 отдан под суд инквизиции в Риме и принужден отречься от своих взглядов. Свидетельств влияния Птолемея на литературу бесчисленное множество. Некоторые авторы прямо указывают на Птолемея как на высший авторитет. Другие, как Данте и Мильтон, делают вселенную Птолемея основой для построения собственных миров. В произведениях Чосера встречаются упоминания Альмагеста и имеются ссылки на труды Птолемея. Понятие космического порядка пронизывает все творчество Э.Спенсера, все существа для него "выстроены в правильный ряд". Авторы Елизаветинской эпохи говорили о необходимости порядка и многоуровневости в цепи бытия и о влиянии звезд на жизнь, как инструменте божественного Провидения. В мире Птолемея живут герои Шекспира. В 8 песни Потерянного рая Мильтона Адам выражает сомнение в Птолемеевой системе, а архангел Рафаил, разубеждая его, говорит не столько о ее истинности, сколько о большей разумности и пригодности для человеческого существования в сравнении с гелиоцентрической. Еще в 18 в. Поуп в Опыте о человеке восклицает: "О бытия блистающая цепь!", которая неободима для Вселенной, поскольку в ином случае "Планеты с Солнцем повлекутся наобум", а человек окажется погруженным в "заблужденье без конца".
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 11899 | |
2 | 2426 | |
3 | 2232 | |
4 | 1931 | |
5 | 1625 | |
6 | 1379 | |
7 | 1174 | |
8 | 1135 | |
9 | 1127 | |
10 | 1108 | |
11 | 1102 | |
12 | 1064 | |
13 | 1054 | |
14 | 1044 | |
15 | 1005 | |
16 | 1004 | |
17 | 994 | |
18 | 980 | |
19 | 944 | |
20 | 870 |