Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - пиранези джованни баттиста

 

Пиранези джованни баттиста

пиранези джованни баттиста
(Piranesi, Giovanni Battista) (1720-1778), итальянский гравер и архитектор. Родился 4 октября 1720 в Мольяно близ Местре. Учился в Венеции у своего отца, который был каменщиком, у дяди - инженера и архитектора, и у некоторых других мастеров. С 1740 по 1744 изучал технику гравюры у Джузеппе Вази и Феличе Поланцани в Риме; там в 1743 он опубликовал свою первую серию гравюр Первая часть архитектурных и перспективных построений (La parte prima di Architetture e Prospettive). Затем он ненадолго вернулся в Венецию, а с 1745 навсегда поселился в Риме. К концу жизни (он умер 9 ноября 1778) Пиранези стал одним из самых знаменитых граждан Рима. Первый успех пришел к нему после создания четырех больших гравюр Гротески (1745) и серии из четырнадцати листов Фантазии на темы темниц (1745; 1761). Они были исполнены с той артистической непринужденностью и блеском, которые составили славу венецианской гравюры 18 в. Произведения Пиранези всегда ценились коллекционерами как проявление удивительной творческой фантазии и высочайшего художественного мастерства. В конце 1740-х годов художник начал работать над своей самой известной серией гравюр Виды Рима. Им опубликованы несколько томов с исследованиями и реконструкциями практически всех знаменитых построек в Риме и его окрестностях. В последние годы жизни Пиранези выполнил обмеры и сделал зарисовки и гравюры храмов Пестума; они были опубликованы посмертно его сыном Франческо. Главной работой Пиранези в области архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765).
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Пиранези (Piranesi) Джованни Баттиста (4.10.1720, Мольяно, Венето, — 9.11.1778, Рим), итальянский гравер и архитектор. Испытал влияние античного зодчества, а также барочного театрально-декоративного искусства (Галли-Биббиена и др.). Работая в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, П. создавал «архитектурные фантазии», поражающие сверхчеловеческой грандиозностью пространственных решений, остродраматическими светотеневыми контрастами (циклы «Фантазии на тему темниц», около 1745—50, 1760—61; см. илл.), а в свои видовые гравюры вносил элемент романтического вымысла, придающий архитектурным памятникам особую монументальность и живописность (циклы «Виды Рима», 2 тт., 1748—88; и др.). Гравюры П. (в частности, исполненные им изображения декоративно-прикладного характера) оказали значительное влияние на становление стиля ампир. Лит.: Торопов С. А., Джованни Баттиста Пиранези. Избранные офорты, М., 1939; Volkmann Н., G. В. Piranesi, Architekt und Graphiker, В., 1965. ...
Большая советская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):