Современный Энциклопедический словарь - скерцо
Скерцо
скерцо
(итальянское scherzo, буквально - шутка) (музыкальное), инструментальная пьеса в быстром темпе, 3-дольная, часто с юмористическим оттенком. С конца 18 в. 3-я часть симфонии (Л. Бетховен, П.И. Чайковский). В 19 - 20 вв. также и самостоятельная, большей частью фортепьянная, пьеса (Ф. Шопен).
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(итал. scherzo, букв. - шутка),1) в 16-17 вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.).2) Часть сюиты (напр., у И. С. Баха).3) Часть сонатно-симфонического цикла, с кон. 18 в. постепенно вытеснявшая менуэт (симфонии Л. Бетховена, А. Брукнера, Г. Малера, Д. Д. Шостаковича и др.). Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр.4) С 19 в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо (Сюиты для фортепиано Ф. Шопена, Р. Шумана и др.). ...Большой энциклопедический словарь
2.
(scherzo) - пьеса игривого, шутливого, а иногда причудливого характера, в скором темпе, пишется в форме песни с трио. У позднейших композиторов, напр. у Шумана, С. заключает в себе два трио. Когда в С. одно трио, последнее пишется в тональности по квинтовому направлению вниз от главной тональности, в которой пишется песнь. В форме песни с двумя трио, первое трио пишется в тональности по квинтовому направлению вверх, а второе трио - по квинтовому направлению вниз от главной темы. Порядок чередования частей в последней форме следующий: песнь, 1-е трио, повторение песни, 2-е трио, повторение песни. В С. песнь пишется в 3/4, трио - в 3/4 или 2/4. Трио часто отличается от песни более спокойным характером. С. имеет в конце коду . С. встречается в числе четырех отделений сонаты, квартета, симфонии, в этих формах оно следует или после первой части, или после второй. Со времени Бетховена С. стало заменять в них менуэт. С. пишется и отдельно, не составляя части большого сочинения. В таком случае С., как самостоятельная пьеса, получает более развития, в особенности в смысле введения больших ходов, связующих части С. ...Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
3.
Скерцо (итал. scherzo, буквально — шутка), 1) в 16—17 вв. в Италии распространенное обозначение одноголосных и многоголосных вокальных пьес на тексты шуточного, игривого характера. 2) Инструментальная пьеса, близкая к каприччо. Нередко включалась в инструментальную сюиту, а с конца 18 в. вошла в сонатно-симфонический цикл — симфонию, сонату, квартет и т. п., иногда концерт, в которых заняла место прежнего менуэта — как правило, 3-й части цикла. Для С. типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена музыкальных мыслей, вносящая элемент неожиданного. Подобно бурлеске, часто связано с выражением юмора — от веселой шутки до мрачного, зловещего гротеска. Обычно С. пишется в репризной трехчастной форме с трио более спокойного характера. Классический тип С. утвержден Л. Бетховеном; в последующее время крупнейшими мастерами С. как части сонатно-симфонического цикла были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон и А. Брукнер на Западе, П. И. Чайковский, А. П. Бородина рус. музыке, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и Д. Д. Шостакович — в советской. В эпоху музыкального романтизма С. вновь возродилось и в виде самостоятельной музыкальной пьесы. В числе авторов...Большая советская энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1278 | |
2 | 923 | |
3 | 885 | |
4 | 881 | |
5 | 862 | |
6 | 839 | |
7 | 832 | |
8 | 820 | |
9 | 808 | |
10 | 799 | |
11 | 707 | |
12 | 700 | |
13 | 667 | |
14 | 662 | |
15 | 644 | |
16 | 636 | |
17 | 624 | |
18 | 594 | |
19 | 593 | |
20 | 562 |