Психология общения. Энциклопедический словарь - профессиональное общение в системе «человек природа»
Связанные словари
Профессиональное общение в системе «человек природа»
По отношению к ним возможны процессы эмпатии, идентификации, рефлексии, в то же время осн. мотивация взаимодействия с ними носит преим. прагматический характер. Такой тип отношений встречается у людей, занимающихся сельским хозяйством, у дрессировщиков и проводников служебных собак; 3) объектно-эстетическое характеризуется доминированием перцептивно-аффективного компонента интенсивности отношения к природе и эстетическим типом установок личности. Отношение отличается особой сенситивностью к «чувственной выразительности природы». Это свойственно науч. работникам, художникам, цветоводам и особо доминирует в юношеском возрасте; 4) субъектно-эстетическое восприятие эстетически переживаемого природного объекта как своего рода субъекта, т. е. к нему испытывается эмпатия, симпатия, признается его самоценность. Такое отношение наиболее выражено у писателей-натуралистов и художников-анималистов; 5) объектно-познавательное характеризуется доминированием когнитивного компонента отношения к природе и когнитивным типом экологических установок. Природа воспринимается как объект изучения, рационально, при этом для получения соответствующих знаний природный объект может подвергаться деструктивному воздействию, иногда достаточно жесткому. Это отличает ученых-биологов, ученых-естественников; 6) субъектнопознавательное направленность на изучение природы при осознании самоценности и неповторимости каждого природного объекта, признания за ним безоговорочного права на существование, возможности равноправного взаимодействия. Это характерно для многих ученых-зоологов, посвятивших себя этологическим исследованиям (Я. Линблад, К. Лоренц, Дж. Даррелл и др.); 7) объектно-практическое отношение характеризуется преобладанием практического компонента интенсивности и доминирования практического типа экологических установок. Объект природы выступает как средство удовлетворения потребности личности в технол. и психол. вооруженности, не являясь самоцелью контактов с ним. Пример аквариумисты, держатели экзотических животных; 8) субъектно-практическое направленность практических действий человека непосредственно на природный объект, т. е. к нему прикладывается отношение «как к цели».
Природный объект воспринимается в кач. полноправного партнера. Но такое отношение проявляется к любимому природному объекту, в то время как к остальной природе может носить объектно-прагматический характер; 9) объектно-охранное природа воспринимается как собственность всего человечества, в т. ч. и будущих поколений, в интересах к-рых и требуется охрана природных объектов. Это тип отношения сознательный, ответственный, рациональный, он провозглашается целью экологического образования, встречается у активистов природоохранных движений, «зеленых», школьных учителей; 10) субъектно-этическое доминирование поступочного компонента и этических экологических установок личности. За природой признаются качества и свойства субъекта, контакты между ней и человеком воспринимаются как взаимодействие вне зависимости от ее «полезности» или «бесполезности». Такой тип взаимоотношений провозглашается и пропагандируется философами-гуманистами (Л. Толстой, М. Ганди, А. Швейцер, Г. Гачев и др.). Субъективное отношение к природе динамично, но при этом субъектно-этическое взаимоотношение не должно стать препятствием для необходимой хозяйственной деятельности людей (В. А. Ясвин). Часто субъективное отношение личности к природе вступает в противоречие с профессиональным отношением к природным объектам, определяемым целями производственно-хозяйственной деятельности, связанной с ее разрушением или уничтожением. Эколог Г. Хардин выделил проблему: «трагедия общин» или «общественная дилемма», суть к-рой в том, что при использовании природных ресурсов разл. индивидуумы или разл. группы, преследуя свои узко эгоистические интересы, вредят интересам всего сообщества, разрушая, истощая природную среду и вызывая последствия, угрожающие будущему человечества. Лит.: Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 2005; Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996; Шмелева И. А. Психология экологического сознания. СПб., 2006; Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М., 2000; Hardin G. The Tragedy of the Commons // People, Penguins and Plastic Trees. Basic Issues in Environmental Ethics / Еd. by C. Pierce and D. Van DeVeer. 1995. И. А. Шмелева
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1618 | |
2 | 1529 | |
3 | 1366 | |
4 | 1241 | |
5 | 1215 | |
6 | 1105 | |
7 | 1102 | |
8 | 1061 | |
9 | 1056 | |
10 | 1004 | |
11 | 992 | |
12 | 991 | |
13 | 937 | |
14 | 913 | |
15 | 901 | |
16 | 879 | |
17 | 856 | |
18 | 856 | |
19 | 824 | |
20 | 802 |