Психологическая энциклопедия - методика вынужденного выбора
Связанные словари
Методика вынужденного выбора
Тестирование с применением М. в. в. требует сравнительных, в противоположность абсолютным, оценок пунктов. М. в. в. обычно применяется в самооценочных инструментах, таких как инвентари интересов или оценочные (рейтинговые) шкалы. Чел., отвечающему на пункты таких опросников, предъявляются пары, тройки или, максимум, 5-6 типичных черт, действий или других характеристик, связанных с измеряемым качеством и уравненных по своей желательности/нежелательности. Респондент должен проранжировать их, указав наиболее и наименее предпочитаемую (или наиболее и наименее характерную), и разместить все оставшиеся в каждом из пунктов между этими двумя полюсами. В противоположность этому, "абсолютное измерение" (absolute measurement) часто выполняется с помощью оценочных (рейтинговых) шкал, в к-рых используется такая форма ответов, как "согласен/не могу сказать/не согласен" или "нравится/безразличен/не нравится", иногда с добавлением градаций интенсивности: "очень нравится/скорее нравится/ни да ни нет/ скорее не нравится/очень не нравится". Сторонники абсолютного шкалирования критически относятся к М. в. в., потому что она не допускает выражения того, в какой степени чел. нравится некоторая деятельность или качество, и насколько важными или характерными он их считает. Сторонники М. в. в., однако, заявляют, что она препятствует тенденции респондента давать большинство оценок в средней области шкалы (между двумя полюсами) или делать выбор на основе воспринимаемой соц. желательности. Другим аргументом в пользу М. в. в. яв-ся то, что она отражает реальную жизненную ситуацию: невозможно одновременно делать три равно привлекательных вещи, и нередко нам приходится выбирать среди трех равно непривлекательных занятий.
См. также Психологическая оценка, Шкалирование
Э. Даймонд
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 3077 | |
2 | 2038 | |
3 | 1739 | |
4 | 1717 | |
5 | 1265 | |
6 | 1257 | |
7 | 1208 | |
8 | 1129 | |
9 | 1126 | |
10 | 1060 | |
11 | 1047 | |
12 | 1034 | |
13 | 1034 | |
14 | 1014 | |
15 | 1003 | |
16 | 900 | |
17 | 899 | |
18 | 881 | |
19 | 869 | |
20 | 762 |