Литература и язык - тютчев
Связанные словари
Тютчев
Наряду с Е. А. Баратынским Тютчев – важнейший представитель русской философской лирики 19 в. Творчество Тютчева принято делить на раннее (1820–44) и позднее (1848–73). В первый заграничный период творчества Тютчев находился под влиянием поэзии Ф. Шиллера и И. В. Гёте, а также идей натурфилософских построений Ф. Шеллинга. Тютчев видит природу и человека как единство двух противоположных начал: космического и хаотического, дня и ночи, земного и небесного. Мир находится в постоянном столкновении противоборствующих сил, и человек обречён на «безнадёжную», «неравную» борьбу с природой и роком. Природа для Тютчева – самотворящее божество, таинственная стихия, наделённая «душой», «любовью», «свободой», «языком» (пантеизм). Для такого истолкования природы Тютчев переходит от языка метафор на язык мифа: в «Весенней грозе» все явления грозы возводятся к мифу, а в «Вешних водах» приход весны изображается как приход мифического существа. Человек, обладая самостоятельным сознанием, отделился от стихийной жизни природы и тем самым выпал из её «общего хора», навсегда лишившись полноты бытия. Его жизнь и свобода «призрачны» по сравнению с природным бытием. Воссоединиться с природой человек может в страстном, хаотическом порыве, который уничтожит границы его индивидуальности и растворит его в океане вселенной. Но ценой уничтожения своего «я» человек приходит к переживанию «высшего мига» бытия («Тени сизые смесились…», «Как над остывшею золой…»). Фаталистические мотивы сочетаются в поэзии Тютчева с воспеванием тех, кто осмеливается принять трагизм своего существования в мире: «Кто, ратуя, пал, побеждённый лишь Роком, Тот вырвал из рук их победный венец!» («Два голоса», 1850). Поэтому особенно часто Тютчев изображает бури и грозы в природе и человеческой душе. Лирика Тютчева всегда проникнута страстной, напряжённой мыслью и острым чувством трагизма жизни. В 1854 г. вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.
В 1840–50-е гг. на фоне революционных событий в Европе политические взгляды Тютчева становятся всё более консервативными и приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия призвана объединить все славянские народы и является оплотом против либерального Запада (политическая статья «Россия и революция», 1849, и др., стихи «Море и утёс», «Рассвет», «Пророчество» и др.). Духовную сущность России Тютчев толкует как загадку: «Эти бедные селенья…» (1855), «Умом Россию не понять…» (1866). Противник революций, Тютчев испытывал острый интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений («Цицерон», 1836). В самом себе он ощущает «страшное раздвоенье» между верой и неверием, христианством и пантеизмом – «двойное бытие», составляющее, по его убеждению, отличительное свойство современного человека («Наш век», 1851, «О вещая душа моя!», 1855). Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них русским национальным колоритом. В 1850–60-х гг. Тютчев создаёт цикл любовных стихотворений, поводом для которых послужил его роман с подругой его старшей дочери Е. А. Денисьевой, трагичный из-за его скандальной огласки. В «денисьевском цикле» (1851–65) впервые в русской литературе коснулся мистических, загадочных и страшных глубин эроса. Тютчев понимает любовь как иррациональную страсть, опустошающую душу, «поединок роковой» двух сердец, неизбежно гибельный для одного из них: «О, как убийственно мы любим…», «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Я очи знал, – о, эти очи!», «Последняя любовь», «Весь день она лежала в забытьи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.».
При жизни Тютчев был известен в узких литературных кругах; его поэзию ценили Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, а Ф. М. Достоевский во многом опирался на его метафизику любви. Настоящее признание Тютчев получил в эпоху русского «серебряного века». Для символистов Тютчев становится вторым классиком русской поэзии после А. С. Пушкина и родоначальником символизма.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2022 | |
2 | 1639 | |
3 | 1256 | |
4 | 1133 | |
5 | 1029 | |
6 | 966 | |
7 | 735 | |
8 | 718 | |
9 | 716 | |
10 | 662 | |
11 | 603 | |
12 | 597 | |
13 | 596 | |
14 | 585 | |
15 | 532 | |
16 | 531 | |
17 | 527 | |
18 | 514 | |
19 | 493 | |
20 | 485 |