Литература и язык - драма
Связанные словари
Драма
Текст драмы может быть написан как в стихотворной, так и в прозаической форме. До появления реалистических драм стихотворная форма была обязательна (драмы Эсхила, Софокла, Еврипида, драмы Ж. Расина и П. Корнеля). Затем большее распространение получила прозаическая форма («Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя, пьесы А. П. Чехова и др.).
В драму включается множество жанров – комедия, трагедия, водевиль, фарс, мелодрама и пр., которые отличаются друг от друга своей функцией (рассмешить зрителя, заставить задуматься и т. д.), объёмом, композицией.
Наряду с драмами для сцены существуют драмы для чтения (напр., трагедии Дж. Г. Байрона, «Фауст» И. В. Гёте, «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина), драматическая форма которых облегчает понимание сюжета.
Возникновение драмы связывают с античными празднествами, в ходе которых исполнялись песни и солист «переговаривался» с хором. Эти праздничные выступления переросли в небольшие сценки, из которых впоследствии возникла драма. Обязательным элементом античной драмы был хор, функция которого – высказывать авторские суждения, комментировать события, сочувствовать герою или осуждать его и пр. В ранних драмах сохранялась структура «солист – хор»: на сцене, помимо хора, присутствовал один актёр. В произведениях Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана на сцену впервые вводятся несколько актёров (кроме хора).
Первым теоретиком драмы стал Аристотель (трактат «Поэтика»), которому принадлежит теория катарсиса – очищающего воздействия драмы, возникающего в ходе переживания зрителями несчастий героя. В Др. Риме мастерами драмы были Плавт, Теренций, Сенека. Основной конфликт античной драмы – конфликт героя с роком, судьбой, предопределенной ему с рождения. Разрешение этого конфликта было, как правило, несчастливым. Драмы в древности отличались большой условностью: в театре играли только мужчины, декорации отсутствовали, актёр выступал в сандалиях на очень высокой платформе – котурнах.
В Средние века появились новые жанры драмы – мистерия, миракль, моралите, школьная драма, которые также были очень условны. Для них важно морально-этическое содержание. Средневековые драмы дидактичны, и в драматической форме в них показывается истинность религиозных принципов. Часть из них пишется на библейский или апокрифический сюжет.
Драмы Нового времени и Просвещения связаны с эпохой классицизма в литературе – для всех жанров и родов литературы были созданы жёсткие правила. Драма должна была иметь пять актов, быть написана александрийским стихом (шестистопный ямб с женской рифмой и парной рифмовкой) и соблюдать единство времени, места и действия, действие должно было умещаться в одни сутки, происходить в одном помещении, развивать и доводить до логического завершения одну сюжетную линию. Основной конфликт таких драм – конфликт между чувством и долгом в душе главного героя. Различные жизненные ситуации вынуждают героя выбирать, его переживания по поводу выбора и становятся содержанием драмы. Видные драматурги классицизма – П. Корнель и Ж. Расин в Европе, В. К. Тредиаковский и А. Д. Сумароков в России. Основными сюжетами классицистической драмы являются перипетии античных мифов, исторические события.
В начале 19 в., в эпоху реализма, в драме стали нарушаться эти каноны: так, в «Горе от ума» А. С. Грибоедова четыре акта вместо пяти и не соблюдено единство действия. Наряду с конфликтом чувства и долга приобрёл значение социальный конфликт: в «Горе от ума» он развивается параллельно любовному, а в «Ревизоре» Н. В. Гоголя присутствует только социальный конфликт.
В середине 19 в. появились драмы, насыщенные народным колоритом: фольклорные образы и лексические клише народной поэзии составляли отличительную особенность языка драм А. Н. Островского («Гроза», «Бесприданница», «Не в свои сани не садись» и др.).
Следующая эпоха развития драмы связана с творчеством А. П. Чехова («Чайка», «Три сестры», «Иванов», «Вишнёвый сад» и др.), Г. Ибсена, А. Стриндберга, М. Метерлинка. Драма у этих авторов имеет исключительно внутреннее действие, «подводные течения», по выражению А. П. Чехова. Все важные, повлиявшие на жизнь героев события происходят вне сцены, а зрители становятся свидетелями переживаний, диалогов. Зрительный зал превращается в «четвёртую стену», и основная задача актёров – создать максимальную достоверность.
В 20 в. возникает новое направление в развитии драмы – драма абсурда (напр., творчество Э. Ионеско), особенность которой состоит в том, что связь между репликами персонажей в диалогах, между действиями и реакцией на эти действия нарушена.
Термин «драма» подразумевает не только драму как род литературы, но и как вид её, наряду с трагедией и комедией. В отличие от трагедии, драма изображает более ординарных людей и более ординарные конфликты, которые могут иметь благополучное разрешение. В отличие от комедии, драма не осмеивает людей, а изображает их в связи с тем обществом, где они существуют. В процессе развития действия в драме драматизм нарастает, и развязка редко бывает положительной.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2022 | |
2 | 1639 | |
3 | 1256 | |
4 | 1133 | |
5 | 1029 | |
6 | 966 | |
7 | 735 | |
8 | 718 | |
9 | 716 | |
10 | 662 | |
11 | 603 | |
12 | 597 | |
13 | 596 | |
14 | 585 | |
15 | 532 | |
16 | 531 | |
17 | 527 | |
18 | 514 | |
19 | 493 | |
20 | 485 |