Поиск в словарях
Искать во всех

Большая советская энциклопедия - военные реформы 1905-12

 

Военные реформы 1905-12

военные реформы 1905-12
Военные реформы 1905—12 в России, преобразования русской армии после поражения в русско-японской войне 1904—05. Война выявила серьезные дефекты в организации системы комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии. Для их устранения был проведен ряд В. р., затронувших почти все стороны жизни армии. Первый период реформ (1905—08) (при военном министре А. Ф. Редигере) характеризовался расчленением центрального военного управления: было учреждено независимое от Военного министерства Главное управление Генштаба, которому были переданы все вопросы подготовки страны к войне; военному министру были оставлены административная часть и хозяйство; создано два самостоятельных органа во главе с великим князем Николаем Николаевичем — Совет государственной обороны (1905) с целью согласования деятельности высшего военного и морского управления и других правительственных учреждений по вопросам подготовки государства к обороне и Высшая аттестационная комиссия (1906); учреждены должности геннерал-инспекторов (пехоты, кавалерии, инженерных войск, военно-учебных заведений), независимых от военного министра; сокращены сроки действительной службы (в пехоте и полевой артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск с 5 до 4, на флоте с 7 до 5 лет); улучшен и омоложен офицерский корпус: после русско-японской войны из армии было уволено около 7 тыс. офицеров по возрасту и несоответствию своему назначению; введен новый порядок аттестования; улучшен быт солдат (питание и вещевое довольствие). Во второй период В. р. (1909—12) (при военном министре В. А. Сухомлинове) проводилась централизация военного управления: в 1908 Главное управление Генштаба было включено в Военное министерство с подчинением начальника Генштаба военному министру; в 1909 упразднен Совет государственной обороны; военный министр был назначен председателем Высшей аттестационной комиссии; в 1909—10 реорганизовано управление артиллерийского, инженерного и военно-учебного ведомствами, причем генерал-инспекторы этих ведомств (а также пехоты) подчинены военному министру. Важным мероприятием была реорганизация армии: полевая армия значительно усилена за счет упразднения слабых в боевом отношении резервных и крепостных войск (15% армии); сформировано 7 новых пехотных дивизий и 1 стрелковая бригада; каждая пехотная дивизия обеспечена артиллерийской бригадой (48 орудий), а стрелковая бригада — дивизионом (24 орудия), создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия; усилены инженерные и железнодорожные войска и войска связи. При полевых частях создан запас (так называемые скрытые кадры), который с объявлением мобилизации выделялся для развертывания 35 резервных дивизий. В 1910 была изменена дислокация войск в мирное время: за счет уменьшения количества войск в западных военных округах увеличено количество войск в центральных военных округах. Это позволило ввести в Европейской России территориальную систему комплектования с установлением особых районов пополнения (корпусных, дивизионных и полковых), что значительно облегчало мобилизацию, а также имело целью обеспечение борьбы с революционными выступлениями. Рубеж стратегического развертывания в случае войны был перенесен назад — на линию Вильно — БелостокБрест, что вызвало упразднение всех висленских и наревских крепостей (кроме Новогеоргиевска и Осовца) и укрепление линии Немана (Гродно, Ковно и Брест). В 1912 введен новый закон о воинской повинности, внесший некоторые сокращения льгот по семейному положению и увеличение льгот по образованию. Запас был разделен на 2 разряда в целях укомплектования полевых войск более молодыми возрастами, а резервных и тыловых — старшими. Было улучшено вооружение армии (в 1909—10 приняты на вооружение 122- и 152-мм гаубицы, 107-мм пушки), в полках созданы пулеметные команды по 8 пулеметов, сформированы корпусные авиаотряды и радиостанции, хотя в целом русская армия оставалась в техническом отношении слабее своих вероятных противников (Германии и Австро-Венгрии). Введение в 1909—12 новых уставов (в том числе полевого) и наставлений значительно улучшило обучение войск в звене ротаполк и индивидуальную подготовку солдата и унтер-офицера. Повысилось качество подготовки офицерского состава. В 1912 был введен новый устав о пенсиях и улучшено материальное положение офицеров, что способствовало поступлению на военную службу молодежи с высоким образовательным цензом. В 1910 были введены новые программы для военных училищ и юнкерские училища преобразованы в военные; открыт ряд новых военно-учебных заведений (училищ и школ); увеличены денежные оклады сверхсрочнослужащим. В. р. подняли боеспособность русской армии, хотя из-за недостатка финансовых средств, значительная часть которых неоправданно выделялась на усиление флота, многие из намеченных преобразований были выполнены неполностью, а некоторые вообще не осуществлены (особенно в области усиления артиллерии). В. р. не устранили многих существующих пороков русской армии (недостаточная подготовленность высшего командного состава, слабость технического оснащения и др.), являвшихся порождением общего кризиса буржуазно-помещичьей России. Лит.: Зайончковский А. М., Подготовка России к империалистической войне, М., 1926; Военная реформа. Сб. ст., СПБ, 1906; Сухомлинов В. А., Воспоминания, М. — Л., 1926; Устав о воинской повинности, сост. П. С. Цыпкин, СПБ, 1915. А. Г. Кавтарадзе.
Военные трибуналы Военные трибуналы, в СССР суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах СССР. Входят в единую судебную систему СССР. Организация и порядок деятельности В. т. регламентированы Положением о военных трибуналах от 28 декабря 1958, Положением о Верховном суде СССР от 12 февраля 1957. Система военных судов состоит из В. т. воинских соединений, гарнизонов, частей, являющихся судами первой инстанции по уголовным делам (гражданские дела военные суды рассматривают только в местности, где по обстоятельствам военного времени не действуют общие суды). В. т. некоторых видов Вооруженных Сил, округов, флотов и групп войск являются кассационной инстанцией по отношению к В. т. воинских соединений, гарнизонов и частей и рассматривают некоторые более важные дела в качестве суда первой инстанции. Высшая инстанция — Военная коллегия Верховного суда СССР. В. т. призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, на боеспособность его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный в Вооруженных Силах СССР порядок несения воинской службы. Рассмотрение дел в В. т. осуществляется, как и в общих судах, на началах коллегиальности. В качестве суда первой инстанции В. т. рассматривает дела в составе председателя и двух народных заседателей из числа военнослужащих, дела по кассационным жалобам, протестам, а также дела по протестам в порядке судебного надзора — в составе 3 постоянных членов В. т. Постоянные члены В. т. (включая председателей) избираются Президиумом Верховного Совета СССР сроком на 5 лет; ими могут быть избраны граждане СССР, состоящие на действительной военной службе и достигшие ко дню избрания 25-летнего возраста. Народные заседатели В. т. избираются сроком на 2 года открытым голосованием на общих собраниях военнослужащих по воинским частям. В. т. применяют УК той союзной республики, где совершено преступление, в соответствии с нормами УПК той республики, на территории которой рассматривается дело. К подсудности В. т. отнесены дела: о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского, сержантского и рядового состава органов государственной безопасности; о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений, а также лицами офицерского, сержантского и рядового состава конвойной охраны МВД СССР; о шпионаже. Если дело подсудно трибуналу хотя бы в отношении одного подсудимого, в этом случае все дело в отношении и остальных подсудимых рассматривается В. т.; если хотя бы одно из совершенных преступлений подсудно В. т., то и все другие преступления, совершенные этим же лицом, рассматриваются В. т. Все военнослужащие, входящие в состав В. т., состоят на действительной службе и на них распространяются воинские уставы. Члены В. т. не могут быть привлечены к уголовной ответственности, отстранены от должности или подвергнуты аресту без согласия Президиума Верховного Совета СССР. В трибуналах округов, флотов и групп войск имеются коллегии по дисциплинарным делам, которые рассматривают дела о проступках и нарушениях судебной этики со стороны председателя и членов В. т. Лит.: Положение о военных трибуналах, «Ведомости Верховного Совета СССР», 1959, № 1: Сборник законов СССР. 1938—1961, М., 1961, с. 792—97. В. И. Теребилов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины