Поиск в словарях
Искать во всех

Большая советская энциклопедия - блонский павел петрович

 

Блонский павел петрович

блонский павел петрович
Блонский Павел Петрович 14(26).5.1884, Киев, — 15.2.1941, Москва, советский педагог, психолог, историк философии. Доктор педагогических наук (1935). В 1907 окончил историко-филологический факультет Киевского университета. В 1903—17 член партии эсеров. С 1913 приват-доцент педагогики и психологии в Московском университете, а также на Высших женских педагогических курсах и в университете Шанявского. В 1919 создает Академию социального воспитания в Москве и становится ее первым председателем и профессором (до 1931). В 1930—40 заведует лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в институте экспериментальной психологии. В 1907—14 Б. с идеалистических позиций пишет ряд работ по истории философии. Обратившись к проблемам образования, формулирует принцип классового характера воспитания и выдвигает теорию трудовой народной школы (1915—16; «Трудовая школа», 1919). Согласно Б., процесс учения есть не просто усвоение извне даваемых знаний и способов деятельности, а развитие новых качеств на базе врожденных способностей ребенка. Это определило движение Б. к педологии. Высказав верный тезис о том, что без знания возрастных особенностей детей нельзя построить удовлетворительную педагогику, он, однако, пришел к механистическим выводам, согласно которым изменения в поведении ребенка обусловлены влиянием среды и наследственности, а развитие его интеллекта должно повторять развитие человеческого рода и т.п. Б. предложил генетическую теорию памяти («Память и мышление», 1935), сохраняющую значение до сих пор и утверждающую, в частности, что в процессе усвоения главная роль принадлежит мышлению, а не памяти. Соч.: Философия Плотина, М., 1918; Современная философия, ч. 1—2, М., 1918—22; Педология, М., 1934; Очерки детской сексуальности, М., 1935; Избр. педагогические произведения, М., 1961; Избр. психологические произведения, М., 1964. Лит.: Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967. И. Н. Семенов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1884-1941), русский философ, психолог. Родился в Киеве 14 мая 1884. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Занимался античной философией и прежде всего платонизмом. Был учеником Г.И.Челпанова. Магистерская диссертация Блонского посвящена творчеству Плотина. В Киеве он публикует историко-философские исследования: Проблема реальности у Беркли; Этическая проблема у Эд.Гартмана и др. В 1913 Блонский становится приват-доцентом Московского университета. Помимо историко-философских изысканий, Блонский много внимания уделяет проблемам психологии и педагогики, преподает педагогические дисциплины в университете Шанявского. Одно время он был близок к эсерам, затем (после Февральской революции) сблизился с большевиками. В своих статьях этого периода Блонский рассматривал возможности развития системы образования в условиях социализма (Почему все трудящиеся должны стать социалистами, Школа и общественный строй). Несмотря на радикальные перемены в мировоззрении (от Платона и Плотина к марксизму), Блонский оставался блестящим историком философии, способным понять и оценить серьезные идеи и позиции, в том...
Энциклопедия Кольера

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины