Большой энциклопедический словарь - дай чжэнь
Дай чжэнь
дай чжэнь
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
Дай Дунъюань, Дай Шзньсю (1723-1777), китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух главных направлений "ханьского учения" (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Родился 19 января 1723 в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классической литературы Сы ку цюань шу (Полное собрание всех книг по четырем разделам). В 1775 за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Умер 1 июля 1777 в Пекине. Развивал методологию " доказательного исследования" (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэнь излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями комментариям предшествовавших конфуцианцев (Чэн - Чжу школы, Лу - Ван школы). Главные философские сочинения Дай Чжэня - Значения слов "Мэн-цзы" в комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и Обращение к началу добра...Энциклопедия Кольера
2.
Дай Чжэнь (19.1.1723 — 1.7.1777), китайский мыслитель с материалистической тенденцией, автор трудов по философии, математике, лингвистике и истории. В противовес Чжу Си, который, отождествляя категорию дао («путь») с ли («принципом»), ставил ее над материальным началом — ци, Д. Ч. расшифровывал дао не как трансцендентный принцип, находящийся вне времени и пространства, а как ци; причем реальную субстанцию дао, по Д. Ч., составляют инь, ян (противоположные, находящиеся в борьбе силы) и пять первоэлементов. Для Д. Ч. характерен гуманистический подход к социальной проблематике. Полемизируя с представителями ортодоксального неоконфуцианства, настаивавшими на необходимости подавления человеческих желаний во имя выполнения долга (рассматривавшегося как социальный аспект «принципа» — ли), Д. Ч. говорил, что желания и эмоции следует не подавлять, а воспитывать с тем, чтобы сделать их основой лучших человеческих качеств. Лит.: Хоу Вай-лу, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956; Радуль-3атуловский Я. Б., Дай Чжэнь — выдающийся китайский просветитель, «Вопросы философии», 1954, №4; Фишман О. Л., Китайский...Большая советская энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 5347 | |
2 | 2840 | |
3 | 2705 | |
4 | 2695 | |
5 | 2206 | |
6 | 2193 | |
7 | 1950 | |
8 | 1805 | |
9 | 1797 | |
10 | 1767 | |
11 | 1521 | |
12 | 1512 | |
13 | 1424 | |
14 | 1360 | |
15 | 1320 | |
16 | 1285 | |
17 | 1267 | |
18 | 1191 | |
19 | 1171 | |
20 | 1079 |