Поиск в словарях
Искать во всех

Советский юридический словарь - суд стран народной демократии

 
 

Связанные словари

Суд стран народной демократии

суд стран народной демократии
– суд народно-демократических государств, возникших в ряде стран Европы и Азии в результате решающего участия Советского Союза в разгроме германского фашизма и японского милитаризма, в результате победы в этих странах народно-демократической революции (см. Народно-демократическое государство).

Первым демократическим мероприятием в области судоустройства в странах народной демократии на первом этапе их развития была организация народных судов для рассмотрения дел о военных преступниках и предателях

В Народной Республике Болгарии в первый же месяц после прихода к власти партий Отечественного фронта 6 октября 1944 г. «Законом о народном суде» в каждой области были созданы народные суды. Судьи народных судов назначались Народным собранием или областными народными Советами из числа антифашистов, проявивших себя в борьбе за освобождение Болгарии от немецких оккупантов.

В Польской Республике декретом от 12 сентября 1944 г. для рассмотрения дел о преступлениях немецко-фашистских злодеев и об изменниках польского народа были созданы специальные уголовные суды. В качестве заседателей в этих судах участвовали лица, которые принимали участие в вооружённой борьбе с немецкими оккупантами или в гражданском движении самозащиты или активно участвовали в строительстве демократической Польши в области политической, общественной и культурной.

В Чехословацкой Республике для рассмотрения дел важнейших немецких преступников, предателей чехословацкого народа и их сообщников был создан Государственный суд. Декрет от 19 июня 1945 г. предусмотрел участие в этом суде в качестве заседателей проверенных патриотов, которые отличились в зарубежном или внутреннем движении сопротивления или подвергались вражескому преследованию.

Специальные суды для рассмотрения дел о военных преступниках и предателях народа были созданы и в других странах народной демократии.

На первом же этапе правительствами стран народной демократии были приняты меры к обновлению кадров судебного аппарата, очищению его от реакционных элементов.

В напряжённой борьбе против реакции был сломан вместе со всем буржуазным государственным аппаратом старый, буржуазный суд и создан новый, подлинно-демократический государственный аппарат  и новый суд, призванный служить укреплению режима народной демократии.

В результате коренных политических и экономических преобразований европейские страны народной демократии вступили во второй этап своего развития. Народы этих стран во главе с рабочим классом, под руководством коммунистических и рабочих партий, при дружеской поддержке Советского Союза успешно строят социализм, что вызывает бешеную злобу внутренней и международной реакции.

Судебные процессы Ласло Райка, кардинала Миндсенти, архиепископа Грэса в Венгрии, Трайчо. Костова в Болгарии, Маниу в Румынии и другие судебные процессы свидетельствуют о яростном сопротивлении обречённых капиталистических классов, пытающихся восстановить старый, антидемократический режим при прямой поддержке империалистов.

С. с. н. д. активно содействует народно-демократическому строю оформиться и укрепиться и ликвидировать старый базис и старые классы. Методами правосудия суд европейских стран народной демократии подавляет сопротивление свергнутых классов, сурово карает шпионов, подрывников-диверсантов, засылаемых империалистическими разведками, устраняет препятствия, стоящие на пути социалистического строительства. Разоблачая в открытых судебных процессах враждебные планы внутренней и международной реакции, суд европейских стран народной демократии ведёт борьбу за окончательный отрыв трудящихся от буржуазии, за укрепление союза рабочего класса с трудящимися массами, за вовлечение этих масс в социалистическое строительство, за укрепление государственного руководства рабочего класса этими массами.

С. с. н. д. применяет к преступникам не только меры принуждения, но и меры воспитания.

Всей своей деятельностью С. с. н. д. воспитывает граждан в духе социализма. Подчёркивая новую, вытекающую из сущности народно-демократического строя воспитательную роль суда, «Закон о судоустройстве», принятый в Народной Республике Болгарии 1 ноября 1952 г., указывает, что суды призваны воспитывать граждан в духе преданности родине, трудовой дисциплины, сознательного подчинения законам и соблюдения правил социалистического общежития (ст. 3). «Закон о судоустройстве» Румынской Народной Республики от 2 июня 1952 г. характеризует деятельность суда как деятельность, которая воспитывает граждан в духе преданности родине и в духе построения социализма, точного исполнения законов Румынской Народной Республики, особенной заботы о социалистической собственности, соблюдения дисциплины труда, честного отношения к гражданскому и общественному делу, а также уважения к правилам социалистического общежития (ст. 2). Указания на воспитательную задачу суда имеются в законодательстве и других стран народной демократии.

В принципах организации и деятельности С. с. н. д. используется опыт судебного строительства в СССР. Судопроизводство ведётся единым и равным для всех граждан судом, с участием народных заседателей, в открытых судебных заседаниях, на языке большинства населения, с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, права иметь переводчика. Обвиняемым обеспечивается право на защиту. Судьи отправляют правосудие независимо от каких бы то ни было влияний в строгом подчинении только закону. Во многих странах народной демократии действует принцип выборности судей и народных заседателей.

В судебную систему европейских стран народной демократии входят:

В Народной Республике Албании – народные суды, избираемые гражданами сроком на 3 года, и Верховный суд республики, избираемый Народным собранием республики на 4 года, а также военные трибуналы  (Конституция 1946 г. с изменениями на 4 июля 1950 г. и «Закон о судоустройстве» от 9 июня 1947 г.).

В Народной Республике Болгарии – народные суды, избираемые непосредственно населением соответствующего судебного района сроком на 3 года; окружные суды,  избираемые соответствующими окружными народными Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет, и Верховный суд республики, избираемый Народным собранием республики сроком на 5 лет. Кроме того, имеются особые народные суды, военные суды  и суды на транспорте («Закон о судоустройстве» от 1 ноября 1952 г.).

В Венгерской Народной Республике – окружные и областные суды, избираемые в установленном законом порядке сроком на 3 года, и Верховный суд, избираемый на 5 лет Государственным собранием. Кроме того, имеются специальные суды  (Конституция 1949 г. с изменениями на 10 декабря 1950 г. и УПК 1951 г.). Народные заседатели избираются Президиумом народной республики и местными Советами (постановление Совета Министров от 5 октября 1952 г.).

В Румынской Народной Республике – районные и городские народные суды и народные суды городских районов; областные суды и Верховный суд. Кроме того, имеются специальные суды: военные трибуналы, народные суды железнодорожного транспорта и народные суды морского и речного транспорта. Верховный суд Румынской Народной Республики избирается Великим Национальным собранием сроком на 5 лет. Судьи общих судов избираются, а судьи специальных судов назначаются в установленном законом порядке. Народные заседатели избираются сроком на 1 .год (Конституция 1952 г. и «Закон о судоустройстве» от 2 июня 1952 г.).

В Польской Народной Республике – повятовые (уездные) суды, воеводские (областные) суды и Верховный суд. Имеются также специальные суды, к числу которых относятся и военные суды.

В Чехословацкой Республике – окружные суды, областные суды и Верховный суд. Судьи назначаются президентом республики. Народные заседатели избираются сроком на 2 года: в окружные и областные суды – соответствующими народными Советами, а в Верховный суд – правительством. Кроме того, имеется Государственный суд для рассмотрения дел о преступлениях, указанных в законе от 6 октября 1948 г. об охране народно-демократической республики, и специальные суды, в их числе военные (закон от 22 декабря 1948 г.).

В интересах проведения единой судебной политики Верховные суды стран народной демократии осуществляют надзор за судебной деятельностью всех судебных органов.

С. с. н. д. в Азии построены также на подлинно демократических началах.

В Монгольской Народной Республике действуют участковые суды, избираемые гражданами соответствующего аймака, сомонов, города, хоронов (в г. Улан-Баторе) на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года; аймачные и городские суды, избираемые аймачными и городскими хуралами сроком на 3 года, а также Верховный суд, избираемый Великим Народным хуралом сроком на 4 года (Конституция 1940 г. с изменениями на февраль 1949 г., «Закон о судоустройстве» 1949 г.). Действуют также специальные суды.

В судебную систему Корейской Народно-Демократической Республики входят городские(уездные) народные суды и провинциальные суды, избираемые сроком на 2 года на сессиях соответствующих народных комитетов, и Верховный суд республики, избираемый Верховным народным собранием сроком на 3 года. В числе специальных судов имеются военные трибуналы и транспортные суды. Как устанавливает «Закон о судоустройстве», правосудие в Корейской Народно-Демократической Республике имеет своей задачей защиту от всяких посягательств установленного народно-демократического государственного строя, политических, трудовых, земельных, жилищных, имущественных и других гарантированных законом интересов государственных, кооперативных и общественных учреждений, предприятий и других организаций. «Закон о судоустройстве» подчёркивает, что правосудие имеет своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Суды Корейской Народно-Демократической Республики, применяя наказание, не только карают преступников, но имеют своей целью исправление и перевоспитание их.

Оформлению и укреплению нового общественного и государственного строя в Китайской Народной Республике активно содействуют судебные органы.

Принятая в сентябре 1949 г. «Общая программа Народного Политического консультативного Совета Китая» в качестве главной задачи ставит перед судами задачу подавлять всякую контрреволюционную деятельность, жестоко наказывать всех гоминдановских контрреволюционных военных преступников и другие контрреволюционные элементы за связь с империализмом и измену родине и подавлять всякую деятельность, направленную против дела народной демократии. Вместе с тем суды Китайской Народной Республики ведут борьбу с пережитками феодализма в сознании людей, способствуют доведению до конца демократической аграрной реформы, реформы семейных отношений, реформы трудовых отношений и других преобразований для ликвидации феодальных пережитков.

Временное положение об организации народного суда, принятое Центральным народным правительством Китайской Народной Республики 5 сентября 1951 г., устанавливает, что народные суды всех степеней в целях укрепления народной демократической диктатуры, поддержания и охраны ново-демократического общественного порядка, защиты завоеваний народной революции и охраны всех законных прав и интересов народа: а) рассматривают уголовные дела, наказывают преступников, угрожающих и вредящих интересам государства, подрывающих общественный порядок, нарушающих права и интересы государства, государственных и общественных организаций и частных лиц; б) рассматривают гражданские дела, разрешают споры учреждений, организаций и частных лиц об их правовых интересах; в) используют разбор дел и другие способы для того, чтобы проводить среди населения реслублики воспитательную работу по соблюдению государственных законов и общественного порядка.

В действующую судебную систему Китайской Народной Республики входят народные суды трёх степеней: народные суды уездной степени, народные суды провинциальной степени и Верховный суд. Во всех судах создаются судебные комитеты, в состав которых входят председатели соответствующих судов, их заместители и судьи и, кроме того, могут входить и другие лица, не являющиеся постоянными работниками суда. Судебные комитеты рассматривают наиболее важные и сложные дела (уголовные и гражданские), дают указания судам в целях проведения единой карательной политики по определённым категориям дел, разрешают и некоторые другие вопросы принципиального характера.

Народные суды всех степеней являются составными частями народных правительств равной им степени и работают под руководством и контролем этих правительств.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):