– в буржуазных государствах особый вид деятельности общих судов (США, Англия) или специальных органов в составе самой же администрации, выполняющих некоторые судебные функции (Франция, Италия), или специальных административных судов (Швейцария) по разрешению споров в области управления. При этом формально не администрация, а суд или иные специальные органы, не зависящие от администрации, разрешают спорные вопросы управления. Такой порядок обычно превозносится буржуазными юристами как порядок, при котором органы А. ю. якобы могут объективно отнестись к интересам спорящих сторон. В действительности же органы А. ю. – такие же классовые органы буржуазии, как и все остальные гос. органы, и т. н. независимость органов А. ю. является юридической фикцией. Судебные или специальные органы, решающие споры по вопросам управления, так же как и другие органы буржуазно то государства, находятся в прямой зависимости от административной власти.
Вся система гос. органов в буржуазных странах служит одной и той же цели – держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства, подавлять сопротивление трудящихся, наступать на их жизненные права и интересы Напр., в США в условиях усиления политической реакции органы А. ю. уступают место чрезвычайным органам, создаваемым реакционными кругами правящей буржуазии. В США споры о праве подлежат судебному рассмотрению. Вопросы же факта в области управления решаются в административном порядке и судебной проверке не подлежат. Разница вопросов факта и вопросов права довольно неопределённа, что открывает путь к тенденциозным судебным решениям: напр., размер предельных тарифов, устанавливаемых в административном порядке за услуги предприятий общественного пользования, принадлежащих частным лицам (трамвай, водопровод и т. п.), считается вопросом права и проверяется судом, а признание или непризнание того или иного лица американским гражданином и связанная с этим высылка за пределы США рассматривается как вопрос факта, не допускающего судебной проверки.
В СССР А. ю. не существует. Законность в советском гос. управлении обеспечивается постоянным контролем вышестоящих органов за деятельностью подчинённых органов, надзором органов прокуратуры за точным исполнением законов, гос. контролем, деятельностью специальных инспекций и обжалованием гражданами неправомерных действий должностных лиц в вышестоящие органы власти и управления или в органы прокуратуры. Советским законодательством установлено, что народные суды в целях надзора за законностью рассматривают ряд вопросов в области управления: жалобы на неправильности в списках избирателей, вопросы об изменении записей в актах гражданского состояния, об исключении из описи имущества и т. п.
в административном праве особый порядок разрешения административно-правовых споров, при котором судебные или иные государственные органы рассматривают жалобы на действия органов государственный управления и вы носят обязывающие эти органы решения. В некоторых зарубежных государствах функции А.ю. осуществляют либо общие суды (США, Великобритания и др.), либо специальные административные суды (Франция, ФРГ, Швейцария и др.). В РФ в настоящее время А.ю. осуществляется как судами общей юрисдикции, так и различными административными органами. ...
система специальных судебных и квазисудебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также (в более узком смысле) особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления с другой. В последнем значении представляет разновидность судебной деятельности, поскольку осуществляется с соблюдением основных элементов судебного разбирательства. В ряде зарубежных стран система А.ю. сложилась еще во второй половине XIX в. В настоящее время ее органами являются либо специальные административные суды (Франция, ФРГ, Швейцария и др.), либо общие в сочетании с ведомственными административными судами (США, Великобритания и др.). Иногда реализуется особыми структурными подразделениями в рамках органов исполнительной власти или судов общей юрисдикции. ...
система специальных судебных и административных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также в более узком смысле особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления с другой. В ряде зарубежных стран система А.ю. сложилась еще во второй половине XIX в. Органами А.ю. являются либо специальные административные суды (Франция, Германия, Швейцария» др.), либо общие суды в сочетании с ведомственными административными судами (США, Великобритания и др.). Иногда А.ю. осуществляется также особыми структурными подразделениями в рамках органов исполнительной власти или судов общей юрисдикции. А.ю. в РФ имеет конституционную основу (п. 2 ст. 118 Конституции РФ) и представлена судами общей юрисдикции. ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» не предусматривает административных судов. В то же время в Законе оговорено, что специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и...