Психологический словарь - давыдов василий васильевич
Связанные словари
Давыдов василий васильевич
(31.08.1930 1998) отечественный психолог.
Биография. Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ, затем аспирантуру. С 1959 г. по 1983 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии АП СССР, в дальнейшем в качестве директора. Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, вице-президент АПН СССР, почетный член Национальной академии образования США. Член редколлегии журналов "Вопросы психологии" и "Психологический журнал".
Исследования. Создатель психологической школы, продолжившей традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского и теории деятельности, разработанной А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным. В 1950-х гг. вместе с Элькониным приступил к работе по проектированию новых возрастных норм психического развития. Было показано, что среднестатистические нормы умственного развития школьника порождаются существующей системой обучения, основанной на натуралистическом подходе к развитию. Дал логико-психологическое обоснование теории развивающего обучения. В соответствии с его идеей, что в действии человека всегда наличествует со-знание другого человека, развитие ребенка рассматривается им как происходящее в контексте двух типов отношений: ребенок предмет взрослый (в этом случае отношение ребенок взрослый опосредствовано предметом) и ребенок взрослый предмет (в этом случае отношение ребенок предмет опосредствовано взрослым). Главная особенность "разумного мышления" состоит в том, что оно базируется на теоретических понятиях, содержанием которых в отличие от житейских (эмпирических) понятий является не наличное бытие, а бытие опосредованное, рефлектированное. Эти понятия выступают одновременно и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, т.е. как особые мыслительные действия. На основе гегелевско-марксового понимания отношения логического и логического в становлении индивидуального сознания, принципа деятельности, принципа всеобщности идеального бытия были определены основные понятия развивающего обучения (развитие рефлексии и воображения, возрастная специфика развития и др.) и спроектированы основные педагогические технологии, нашедшие практическую реализацию прежде всего на базе московской экспериментальной школы № 91.
Сочинения. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных курсов. М.: Педагогика, 1972;
Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986
Теория развивающего обучения. М., 1996;
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2803 | |
2 | 1910 | |
3 | 1870 | |
4 | 1725 | |
5 | 1577 | |
6 | 1522 | |
7 | 1514 | |
8 | 1488 | |
9 | 1461 | |
10 | 1336 | |
11 | 1220 | |
12 | 1149 | |
13 | 1141 | |
14 | 1069 | |
15 | 1028 | |
16 | 959 | |
17 | 955 | |
18 | 931 | |
19 | 879 | |
20 | 843 |