История культуры и искусств - классицизм
Связанные словари
Классицизм
классицизм
(лат. classicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве ХVII – нач. ХIХ вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Характеризуется стремлением к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
( нем. Klassizismus лат. classicus первоклассный, образцовый) худ. стиль и направление в евр. литературе и искусстве XII нач. XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образцам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу. ...Краткий терминологический словарь по курсу "Отечественная история"
2.
— стиль и направление в литературе и искусстве XVII—начала XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Эстетика К. устанавливала иерархию жанров: «высоких» — трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная живопись и т. д., и «низких» — комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д. Ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для драматургии характерны торжественный, статичный строй спектаклей, правило трех единств: времени, места и действия, логичность планировки. Живописцы отличаются уравновешиванием композиции, завершенностью композиции. К середине XIX в. выродился в академизм. Среди представителей К.: П. Корнель, Ж. Расин, А. Сумароков, Ж. Мольер, Г. Державин, В. Баженов, А. Воронихин, К. Росси, Э. Фальконе, Н. Пуссен и др. К числу памятников К. можно отнести дворец Малый Трианон в Версале, памятник Минину и Пожарскому в Москве, арку здания Главного штаба в Петербурге и др. ...Словарь исторических терминов
3.
В своей политической борьбе революционные буржуа и плебеи во Франции как в десятилетия, предшествовавшие революции, так и в бурные 1789—1794 годы широко использовали античные традиции, идеологическое наследие и внешние формы римской демократии. «В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии».( К. Маркс, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т., стр. 120.) Но не только воинственные «гладиаторы буржуазного общества» ссылались на традиции классической древности: те, кто с ними спорил — и самые сдержанные критики их, и яростные противники, — также широко применяли в социально-политических умозрениях, в искусстве и литературе идейно-эстетическое наследство древних греков и римлян. Так, на рубеже XVIII—XIX вв. в европейской литературе и искусстве сложился новый тип классицизма, новый своим идейным и социальным содержанием по отношению...Всемирная история - энциклопедия
4.
направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе в 17 в. и получившее особое развитие во Франции. Термин «классицизм» восходит к латинскому сlassicus, в первоначальном значении – «гражданин высшего имущественного класса», затем – «образцовый», «совершенный». Классицизм признаёт существование вечных законов искусства и формулирует фундаментальные принципы, следование которым обязательно для «правильного» автора (свод классицистических законов был изложен Н. Буало в его образцовом «Поэтическом искусстве» (1674). Талантливым признавался тот, кто лучше других усвоил норму и не отходит от неё в своих произведениях. Автор, нарушающий правила, объявлялся «непросвещённым» (так называл У. Шекспира рус. теоретик классицизма А. П. Сумароков). В основу классицизма положен принцип «подражания природе», предполагавший не правдивость, а правдоподобие изображения. В произведениях должна быть представлена лишь прекрасная и возвышенная природа. На практике «подражание природе», вневременному эстетическому идеалу оборачивалось подражанием образцовым античным авторам. Правда, подражание (imitatio) не исключало...Литература и язык
5.
(лат. образцовый) направление в литературе и искусстве эпохи Просвещения (XVII нач. XIX вв.), взявшее за основу образцы античности. В российской литературе оды М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, драматургия А.П. Сумарокова, в театре Ф.Г. Волков, в архитектуре А.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, в скульптуре М.И. Козловский, И.П. Мартос и др. ...Отечественная история в терминах и понятиях
6.
(от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и направление в европейском искусстве 17 – нач. 19 в., важной чертой которых являлось обращение к наследию античности (Древних Греции и Рима) как к норме и идеальному образцу. Для эстетики классицизма характерны рационализм, стремление установить определённые правила создания произведения, строгая иерархия (соподчинение) видов и жанров искусства. В синтезе искусств царила архитектура. Высокими жанрами в живописи считались историческая, религиозная и мифологическая картина, дающие зрителю героические примеры для подражания; низшими – портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая картина. Каждому жанру были предписаны строгие границы и чётко обозначенные формальные признаки; не допускалось смешения возвышенного с низменным, трагического с комическим, героического с обыденным. Классицизм – стиль противопоставлений. Его идеологи провозгласили превосходство общественного над личным, разума над эмоциями, чувства долга над желаниями. Классицистические произведения отличает лаконизм, ясная логика замысла, уравновешенность композиции. В развитии стиля различают два...Энциклопедия "Искусство"
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1038 | |
2 | 959 | |
3 | 813 | |
4 | 770 | |
5 | 720 | |
6 | 717 | |
7 | 606 | |
8 | 536 | |
9 | 513 | |
10 | 479 | |
11 | 473 | |
12 | 472 | |
13 | 452 | |
14 | 449 | |
15 | 443 | |
16 | 423 | |
17 | 419 | |
18 | 415 | |
19 | 407 | |
20 | 399 |