Большой психологический словарь - поступок
Связанные словари
Поступок
В отечественной психолого-педагогической традиции имеется синкретическое слияние в трактовке П. и действия. Получается, что П. это тоже некое действие, при этом действие, обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить П. в уме, про себя, так, чтобы об этом никто не знал, это абсурд. Отождествление П. и действия оставляет вне рассмотрения значительную подготовительную работу, предшествующую П., а также феномены внутреннего выбора, не имеющие отчетливых хронологических границ во внешних проявлениях.
Успешный П. и успешное действие это разные вещи. И критерии для их оценки в качестве успешных разные. Для оценки успешности действия используются процессуально-целевые критерии. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо и то и др. П. может не достичь цели и при этом считаться успешным, если он был произведен в виде очевидной попытки. Уже это может стать основанием для его положительной оценки: базой для его оценки служит г. о. не технологическая, а морально-этическая сфера. Об этом, собственно, и говорил Бахтин, выделяя в качестве одного из свойств П. его нетехничность.
После своего свершения П. застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта П. Как совершаемые предметные действия ведут к фиксации перцептивных или моторных установок, так совершаемые П. ведут к фиксации социальных, точнее личностных, установок. Об этом писали Л. В. Запорожец и А. Г. Асмолов. И эти установки, согласно Д. Н. Узнадзе, представляют собой целостную модификацию личности, что не противоречит тезису Бахтина о единственности П. В человеческой жизни все как в первый раз.
Позитивно оцениваемые обществом П. взрослых, а тем более значительные для общества П., получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, возвеличиваются и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-этической сферы и начинают "работать" на ту же педагогику для коррекции и формирования нормативно-релевантных действий детей. (В. П. Зинченко.)
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 3049 | |
2 | 2572 | |
3 | 2317 | |
4 | 2152 | |
5 | 1914 | |
6 | 1894 | |
7 | 1844 | |
8 | 1558 | |
9 | 1556 | |
10 | 1383 | |
11 | 1330 | |
12 | 1239 | |
13 | 1215 | |
14 | 1213 | |
15 | 1133 | |
16 | 1085 | |
17 | 1083 | |
18 | 1080 | |
19 | 1078 | |
20 | 1044 |