Большой психологический словарь - аттитюда измерение
Связанные словари
Аттитюда измерение
Процесс А. и. подразделяется на 2 основных этапа подготовительный и собственно измерительный. Конечная цель 1-го этапа: конструирование измерительной шкалы. Этот этап, в свою очередь, подразделяется на 2 фазы: 1) создание эмпирической системы описания аттитюдов (их проявлений) и фиксация типа отношений между ними;
2) анализ полученных данных, упорядочивание их и построение числовой системы, соответствующей одному из видов шкал (номинальной, порядковой, интервальной или пропорциональной). Обычно используется большое множество высказываний, которые предлагаются группе экспертов для оценивания; в итоговую шкалу отбирают сравнительно небольшое число суждений из тех, что получили достаточно согласованные оценки. Эти суждения образуют пункты шкалы, а соответствующие им оценки используются как численная мера измеряемого аттитюда. Полученная шкала будет измерительным инструментом только в том случае, если большинство (в идеале все) опрашиваемые будут одинаковым образом интерпретировать каждый ее пункт, что налагает особые требования к используемым языковым средствам и ограничивает применение неадаптированных опросников.
На 2-м этапе разработанную т. о. шкалу (оформленную чаще в виде опросника) предъявляют лицам, чьи аттитюды собираются измерить, и на основании их выборов делают выводы об уровне выраженности аттитюда. Были предложены несколько вариантов шкал для А. и., известных как шкала Терстоуна, шкала Лайкерта, шкала Гутмана.
Для А. и. могут использоваться и др. методы: семантический дифференциал Ч. Осгуда, различные шкалы самоотчета ("нравится не нравится", "приветствую протестую", "хорошо плохо"), методы контент-анализа письменных сочинений и устных высказываний (см. Метод фокус-групп), метод перечислений, шкала социальной дистанции Е. Богардуса и даже регистрация физиологических показателей. Заметим, что проблема несовпадения аттитюдов (одного и того же человека по отношению к одному и тому же объекту), измеренных разными методами, весьма остра и далека от разрешения.
А. и. дает возможность: 1) сравнивать индивидов по степени выраженности их отношения к тому или иному социальному объекту, 2) оценивать динамику аттитюдов и их устойчивость; 3) оценивать группы по распределениям показателей аттитюдов.
А. и. используются для диагностики личности, а также находят широкое применение в социальной психологии, социологии, психологии рекламы и т. п. областях. См. также Измерения в психологии, Метод семантического дифференциала. (И. А. Мещерякова.)
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 3049 | |
2 | 2572 | |
3 | 2317 | |
4 | 2152 | |
5 | 1914 | |
6 | 1894 | |
7 | 1844 | |
8 | 1558 | |
9 | 1556 | |
10 | 1383 | |
11 | 1330 | |
12 | 1239 | |
13 | 1215 | |
14 | 1213 | |
15 | 1133 | |
16 | 1085 | |
17 | 1083 | |
18 | 1080 | |
19 | 1078 | |
20 | 1044 |