Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь практического психолога - методика проективная

 
 

Связанные словари

Методика проективная

методика проективная
обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности; позволяют, опосредованно моделируя некие жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие как "значащие переживания", "смыслы личностные" и другие, в коих тоже проявляется пристрастность личностного отражения психического. Эти методики ставят целью именно выявления личностных особенностей отражения, кои не всегда "объективны", но, как правило, личностно значимы. Они бывают бланковыми, опросными и рисуночными (-> методика бланковая; методика опросная; методика рисуночная; => метод проективный; тест проективный).

Различаются такие группы методик проективных:

1) методики структурирования: тест пятен Роршаха, тест облаков, тест проекции трехмерной (=> тест конститутивный);

2) методики конструирования: MAPS, тест мира и его различные модификации (=> тест конструктивный);

3) методики интерпретации: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди (=> тест интерпретативный);

4) методики дополнения: предложения неоконченные, рассказы неоконченные, тест ассоциативный Юнга (=> тест аддитивный);

5) методики катарсиса: психодрама, игра проективная (=> тест катартический);

6) методики изучения экспрессии: анализ почерка, анализ особенностей общения речевого, методика миокинетическая Мира-и-Лопеса (=> тест экспрессивный);

7) методики изучения продуктов творчества: тест рисунка фигуры человека (варианты Гаденау и Маховер), тест рисунка дерева Коха, тест рисунка дома, рисунок пальцем и пр.;

8) методики изучения импрессии: тест Люшера (=> тест импрессивный).

Названные методики объединяются способностью отражать как на экране самые существенные аспекты личности в их взаимной зависимости и целостности функционирования. Они также отличаются общностью построения и сходством в стратегии проведения эксперимента проективного в поведении исследователя, подборе стимулов и постановке диагностических задач.

Методики проективные отличаются такими признаками:

1) неопределенность материала стимульного или инструкции к заданию, отчего испытуемому дается относительная свобода выбора ответа или тактики поведения;

2) деятельность испытуемого идет в атмосфере доброжелательности и при отсутствии видимого оценивания от экспериментатора, к тому же испытуемый обычно не знает, что в его ответах значимо для диагноза; все это приводит к максимальной проекции личности;

3) измеряется не та или иная психическая функция, а своего рода модус личности ее способы и особенности проявления во взаимоотношениях с окружением социальным.

Формальные характеристики проективных приемов обусловливают особую стратегию исследования. Первоочередно это касается поведения экспериментатора и испытуемого: экспериментатор должен быть не нейтральным регистратором ответов испытуемого, а его доброжелательным и понимающим партнером; испытуемый же в такой обстановке переживает своеобразный "катарсис". Разумеется, успех во многом зависит от личности экспериментатора и его умения взаимодействовать с испытуемым.

Стимульный материал, применяемый в этих методиках, как правило, не безразличен испытуемому, ибо в свете прошлого опыта обретает некий смысл личностный. Неопределенность одно из основных условий деятельности испытуемого способствует проявлению его собственной системы мотивов и ценностей.

За рубежом методики проективные применяются преимущественно в формах клинической деятельности; однако нужно учитывать, что за рубежом термин "клинические методы" не имеет специфического значения, присущего нашему его пониманию, а указывает прежде всего, что исследование ориентировано на выявления индивидуальных способов адаптации и самоадаптации личности.

В своих оригинальных формах такие методики, как тест апперцептивный тематический и тест пятен Роршаха чрезвычайно сложны, громоздки, предполагают высокое мастерство экспериментатора и вместе с тем не свободны от его субъективизма при интерпретации результатов. Для устранения эти недостатков ведутся исследования в направлении стандартизации методик проективных и их модификации: так, возникли варианты ТАТ Мак-Клелланда и Хекхаузена, упрощенные варианты теста пятен Роршаха, тест фрустрации Розенцвейга и другие. Отлично от классических, эти варианты методик не стремятся к "всецелому" охвату личности, а исследуют лишь ее определенные стороны и создаются для решения конкретных исследовательских задач.

Большинство методик проективных ("техник проективных") тестами в строгом понимании не являются.

Названным критериям удовлетворяют далеко не все методики проективные и не в равной степени. Общепринято мнение о недостаточной объективности методик: могут отсутствовать нормативные данные, недостаточна стандартизованность, и вообще возможность последней проблематична, ибо взаимодействие экспериментатора с испытуемым сильно зависит от личностных особенностей последнего, да и слишком жесткая формализация противоречит самому духу методик проективных. Согласно традиционным способам оценки, методики проективные характеризуются средними показателями валидности и надежности; но опять же, применимость традиционных способов оценки представляется сомнительной. Но в целом они мало субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям.

Поэтому многие психологи низко оценивают их как психометрические инструменты, ибо не исключают влияния на ответы испытуемого в тесте проективном многих ситуационных факторов: инструкций, влияния экспериментаторов, стимулов, временных состояний субъекта и пр. Кроме того, существует проблема надежности и валидности тестов проективных вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных. Развитие метода проективного связано именно с созданием методик с высокими психометрическими характеристиками.

Ценность и главное назначение методик проективных выявление присущих личности способов структурирования ее "пространства жизненного", ее субъективного внутреннего мира.

Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода концепция искажения апперцептивного.

На практике принято различать два типа проекции соответственно двум классам методик проективных. Так, в тестах интерпретативных проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов и установок личности. В тестах на структурирование отражается "скелет" личности не столько содержание ее мира внутреннего, сколько его структура формальная то, как испытуемый воспринимает себя и свое окружение социальное.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):